Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие творческих способностей детей

Дата публикации: 2017-11-23 14:01:20
Статью разместил(а):
Пиксина Светлана Сергеевна

Развитие творческих способностей детей 

средствами декоративно-прикладного искусства

Техника «Изонить»

Автор: Пиксина Светлана Сергеевна

учитель начальных классов

 

          Творчество -  это создание чего-то нового, совсем неизведанного. В настоящее время исследования ученых говорят о том, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма и нужно использовать эти возможности, которые дала ему природа. Белинский сказал:  «Способность творчества есть великий дар природы». Хороший учитель умеет видеть задатки креативности в детях. Одной из важнейших задач его является развитие творческих способностей обучающихся.

          Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности  и составляет творческие способности.

          Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя -  развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности. В.А.Сухомлинский сказал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместишь в годы юности, тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер деятельности ребёнка».. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

           Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить что-то новое.

          Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

         Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика как в эстетическом воспитании ребёнка, так и в духовно-нравственном становлении. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогами декоративно-прикладного творчества является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной  и зарубежной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

          Прикладное – значит, употребляемое в жизни. Декоративное – значит, украшающее жизнь. К этому виду искусства относится:

- лепка, керамика

- различные виды аппликации, коллаж

- флористика

- игрушки, куклы

- костюмы

- народная роспись, орнамент и другие виды.

          Задача учителя – всегда, в любом учебном материале находить новое, неизвестное детям. Разнообразить учебный процесс, делать его увлекательным помогают применяемые на уроках изобразительного искусства  новые, нетрадиционные материалы и техники. Но я бы хотела остановиться сегодня на одном из оригинальных видов декоративно-прикладного искусства - технике «изонить».

          В различных странах уже давно используют образовательный потенциал техники «Изонить» в развитии творческих способностей ребёнка. Это искусство имеет огромный воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. В России данная техника находится на начальной стадии становления и освоения учителями изобразительного искусства.        

          Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только родителям приобрести карандаши, краски, кисти, и на белом листе бумаги появляются птицы, животные, сказочные персонажи, удивительные цветы. Дети рисуют карандашами и красками, мелом и углём, палочкой на снегу и пальцем на замёрзшем окне и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться прекрасно владеть иглой.

          Изонить- изображение нитью- нитяная графика - так называется этот вид деятельности. Изонить,- это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдом фоне. Нитяную графику также иногда называют изографика

          Достоинство его в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и боле-менее твердую подложку. В этой технике можно делать поздравительные открытки, рамочки для фотографий, закладки для книг, а также разнообразные сувениры, декоративные панно, которые украсят современный интерьер и могут послужить отличным  подарком. Это   стимулирует ребят к творчеству. Результат работы в данной технике завораживает детей красотой. А где красота – там и радость, и праздник, и хорошее настроение.  В процессе работы в данной технике возникает любопытство, а отсюда и появляется снова интерес к предмету.

          Истоки этой удивительной техники художественного натяжения нити идут

 из Англии XVII века. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но  используя  картон, вместо доски. Идея выполнения работы на картоне понравилась, так как процесс изготовления работы значительно упростился.

          Таким образом, нитяная графика или изонить (изображение нитью) - техника, напоминающая вышивание. В работе используют обычные швейные нитки, мулине или ирис. Подручные инструменты (кроме иглы): шило, ножницы, циркуль, линейка и карандаш. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла;

-заполнение окружности. 

           

                     Сначала необходимо нарисовать контур узора на изнанке картона, разделить изображение точками на одинаковые части и проколоть каждую точку тонким шилом. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

          В технике изонить лучше всего получаются геометрические композиции.

Из углов можно составить паутинки, звездочки, волны. Способ заполнения окружности позволяет легко выполнять овалы и спирали. Изонить сродни калейдоскопу. Сочетая треугольники, окружности, прямые линии, овалы, ромбы, прямоугольники и т.д. получаются множество узоров.

           Узоры, которые мы получаем в результате работы в этой технике, можно сравнить с архитектурой   Англии и увидеть большое сходство.

      После ознакомления с основными технологическими приемами

изонити целесообразно применять схемы, рисунки, орнаменты и целые композиции, которые дети внимательно рассматривают, пробуют отдельные элементы выполнять под руководством учителя, а затем задание усложняется. Ученики сами моделируют предмет или придумывают орнамент на бумаге в клетку (на ней легче выполнять графические работы), самостоятельно выбирают основу и нитки для своего

изделия.

 

        Изонить не только выполняет функцию украшательства, но и несёт в себе определённый блок задач.

А именно:

ü Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка.

ü В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

ü Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора

ü Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков.

ü Техника изонити требует ловких действий, следовательно способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

ü В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

ü Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.

 

        Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания

           Изонить, как оригинальное средство художественной выразительности, представляет собой уникальную технику, в которой одновременно задействованы и живописные, и графические, и дизайнерские, и декоративные навыки; предоставляет ребёнку широкие возможности для развития этих навыков, а так же способствует формированию в представлении ребёнка младшего школьного возраста основ дизайна. Я думаю, что ничем не ограниченная возможность поиска и подбора вариантов в целях достижения наибольшей художественной выразительности – главное и незаменимое достоинство изонити, как обучающего фактора.

Я думаю, что изонить - замечательная область для художественного самовыражения и новых открытий в детском творчестве.

         Свою статью я хочу закончить такими словами: «Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке».

Мы созидаем. Мы творим не зря.

Мы отдаем частицу знаний тем,

Кто выступает «потребителем» пока,

Чтоб «созидателем расти затем».

 

.  .  .