Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности обучения предмета "технология" в малокомплектной сельской школе

Дата публикации: 2017-11-12 18:36:54
Статью разместил(а):
Галимов Расим Рауфович

Особенности обучения предмета "технология" в малокомплектной сельской школе при реализации ФГОС

Автор: Галимов Расим Рауфович

 

Современная сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих сёлах школа стала малочисленной, малокомплектной.  

Каким же должно быть содержание обучения в сельской малочисленной, малокомплектной школе? Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в специфических условиях класса малой наполняемости, без учёта которых этот процесс будет малоэффективным? Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности обучающихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности обучающихся, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива?

На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет её социальное окружение. Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы необходимо учитывать при организации учебного процесса.

При организации обучения необходимо учитывать те проблемы, которые выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских малочисленных школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости, неумение быстро адаптироваться в новых условиях.

Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создаёт определённые проблемы для учителя и ребёнка.

Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия возможно объединение от двух классов и более.

Разновозрастная группа – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов. Возраст определяется не только датой рождения. Возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В этой связи любой класс школы можно рассматривать как разновозрастную группу,  в которой дети одного года рождения отличаются физическим, психическим, интеллектуальным уровнем развития, а значит, должны обучаться по разным индивидуальным образовательным программам.

Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.

 

Теоретические основы организации занятий для обучающихся разновозрастных групп

1. Принципы организации занятий в разновозрастных группах

Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения обучающихся разного возраста.

Реализуя принцип интеграции и дифференциации задач,  содержания, средств обучения обучающихся разного возраста, педагог осуществляет следующие действия:

·                     определяет общие для всех классов задачи, которые становятся основой объединения детей разного возраста,  и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;

·                     с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно обучающимися всех возрастных групп;

·                     подбирает соответствующие общему содержанию способы учебной работы обучающихся разного возраста;

·                     с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимые, для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших;

·                     отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.

В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные.

Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у обучающихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий.

Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности обучающихся. В частности, такими занятиями могут быть:

*                    решение задач;

*                    лабораторные исследования;

*                    повторение материала;

*                    конференции;

*                    экскурсии в природу и на производство;

*                    занятия дополнительного чтения литературы по технологии;

*                    итоговые занятия.

2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей.

На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого обучающегося. В связи с этим учитель намечает для себя план работы со старшими ребятами:

*                    обеспечить подготовку старших обучающихся как организаторов учебного занятия;

*                    консультировать руководителей групп;

*                    показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия;

*                    разъяснять организаторам занятия требования к выполнению тех или иных действий.

3. Принцип взаимообучения.

Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния обучающихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом обучающийся не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.

 

Классификация занятий в разновозрастных группах

Анализ работы сельских малочисленных школ позволяет осуществить классификацию занятий в разновозрастных группах (РВГ) по разным признакам.

По регулярности проведения занятий в РВГ:

1.                Все занятия проводятся в РВГ, когда один учитель постоянно работает с обучающимися двух, трёх или четырёх классов;

2.                Занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала.

3.                Занятия организуются периодически, т.е. 2-3 раза в четверть, триместр (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя).

4.                Занятия организуются редко, 2-3 раза в год как необычная форма учебного занятия, интересная обучающимся и коллегам, как форма отчёта, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества обучающихся в школе и классах, а так же от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимающего важность и воспитательную эффективность такого занятия.

По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:

1.                   Почти полное совпадение содержания учебного материала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определённом классе. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у обучающихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий.

Возможен ещё один вариант организации однотемных занятий – межпредметная интеграция технологии с такими предметами, как история, музыка, МХК, изобразительное искусство, биологии.

2.                   Частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой.

3.                   Содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков.

Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями  могут быть практикум, опытная работа, экскурсии в музей или театр, занятия с элементами занимательности на основе краеведческого материала, связанные с юбилейными датами, заочные путешествия; итоговые занятия (общественные смотры занятий, защита проектов, контрольные работы).

4.                   Содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможна организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.

По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

1.                   Взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.). На занятиях по технологии это возможно при выполнении коллективного проекта. В котором принимают участие обучающиеся всех классов, на экскурсии, на обобщающих уроках по общей тематике.

2.                   Взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач.

3.                   Взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов.

4.                   Обучающиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

По составу участников занятий в РВГ:

1.                  Занятия с постоянным составом обучающихся, когда в течение всего года дети занимаются в одном составе. Примером постоянной группы может быть «класс-комплект», предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углублённо по какой-либо теме или проблеме.

2.                  Занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определённой теме.

3.                  Занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться обучающиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 5-6 классов при изучении отдельных тем включаются обучающиеся из одного или двух классов.

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Тип занятия в РВГ в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач учебной деятельности, отбор содержания и форм проведения занятия.

 

Структура занятий в разновозрастных группах

Структура урока имеет ряд особенности, отличающих его от уроков в других типах школ. Особенности вытекают из того факта, что в одном классном помещении под руководством одного учителя занимаются одновременно обучающиеся двух или трёх классов.

Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединённом классе – обязательное проведение самостоятельной работы обучающихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать  в урок задания для самостоятельной работы обучающихся, определяя эту возможность  характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух-трёх классов определяет необходимость таких заданий, они входят составляющими практически в каждый этап урока.

Следующая особенность состоит в зависимости объёма самостоятельной работы детей от объёма работы учителя с другим классом.

Самостоятельная деятельность по существу носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий обучающиеся фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом.

Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы обучающихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности обучающихся: Уу-СД-Уу-СД-Уу.

Необходимость чередования работы обучающихся под руководством учителя и без этого руководства требует жёсткой регламентации учебного времени, предъявляющей  учителю требование точнейшего, по минутам, расчёта времени, необходимого для выполнения задания обучающимися и для собственных объяснений учителя. В свою очередь, жёсткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать всё необходимое на уроке (наглядные пособия и учебные записи: заданий для самостоятельной работы, текстов для переработки, условия задачи, алгоритмических предписаний, указывающий на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги – плакатиках) заранее, так как  любое отвлечение от работы с классом, будь то запись на доске или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потере учебного времени.

Потери времени в начале урока, как правило, имеют одну причину: не имея задания для самостоятельного выполнения, дети не могут включиться в урок. Нерациональное расходование учебного времени в середине и в конце урока вызывается нечёткой дозировкой объёма самостоятельной работы.На этапе подготовки к усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом, как правило, обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы обучающихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу обучающиеся подводятся в процессе коллективного наблюдения.

В условиях занятий нескольких классов этап подготовки меняется: функция учителя заключается в том, что он разъясняет обучающимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа - введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой обучающихся, и связанное одной целью - подготовить обучающихся к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности. На этапе закрепления учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем многократных устных рассуждений обучающихся под контролем и при помощи учителя.

Необходимо заметить, что организация работы двух (трех) классов на общем этапе урока требует неукоснительного соблюдения методического правила, известного по однотемным урокам: вопросы и задания учитель предлагает всем, а отвечать начинают младшие. Начиная беседу с младшими обучающимися и давая возможность старшеклассникам, которые имеют по данному вопросу определенные понятия и представления, приводить свои примеры, учитель может сделать процесс освоения темы более динамичным, живым и добиваться в результате основательных теоретических знаний, так как старшие классы при анализе изучаемых понятий должны будут привлечь примеры из своей практики. Пример в обучении, данный старшими обучающимися товарищам по классу естественно стимулирует развитие младших.

.  .  .