Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Дата публикации: 2017-11-03 10:37:04
Статью разместил(а):
Еремеева Татьяна Кронидовна

 Формирование ключевых компетенций на уроках

 русского языка и литературы

Автор: Еремеева Татьяна Кронидовна

 

            Если рассматривать  образование человека в контексте  его  социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его  основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Причем компетенции можно понимать и шире,  а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека  состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств,  позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовать себя как «Я» и быть успешным в обществе.

            Так  что же такое компетентностный подход?

            Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения  подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

            Таким образом, компетентностный подход является  усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.

            Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не  система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений,  навыков  и способов деятельности, составляющих содержание компетенций. Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений.

            Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т, е. он дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка  в национальной школе является формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.

            Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у  учащихся  научно-лингвистического мировоззрения, вооружения  их  основами знаний            об устройстве и функционировании языка, развитие языкового и эстетического идеала ( представления о прекрасном в языке и речи).

            Коммуникативная компетенция ( т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами   русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи  учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.

            Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка.

            Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются  воспитание учащихся средствами данного предмета; коммуникативное развитие, формирование логического мышления школьников; обучение умению  самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой и справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

            Специфика предмета дает возможность развития, прежде всего информационно-коммуникативной деятельности. Этот вид деятельности предполагает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение этой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации, выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; свободная работа с текстами различных стилей,  понимание их специфики, владение навыками редактирования текста; владение основными видами публичных выступлений. Этого требует и стандарт образования.

            Необходимо правильно организовать работу с тестом, чтобы у детей сформировать целостное восприятие, понимание, осмысление. Необходимо использовать метод творческого чтения. Сущность – способствовать активизации художественного  произведения.

            Основные направления этой работы:

            1. Начинать следует с анализа собственно информационных текстов ( учебно-научный, научно-популярный, официально-деловой), т.к. эти тексты  допускаю только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениям. Это легко предупреждается использованием толковых и энциклопедических словарей.

            Приемы понимания текста:

- расчленение на главное и второстепенное;

- обнаружение ключевых слов и выражений;

- деление на ССЦ и определение микротем;

-установление логики движения текста, последовательности  смысловых блоков;

- моделирование, составление таблиц и  опорных схем, алгоритмов;

- формулировка вопросов по тексту и ответы на них;

сравнение с текстом-оригиналом.

            2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом. Сначала ученики исследуют небольшие по объему тексты: поговорки, пословицы,  афоризмы, а затем – образцы публицистического стиля.

            3. На третьем этапе предъявляется образно-оценочно-информационный текст, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.

            Определим основные умения восприятия текста, которым следует обучать школьников в первую очередь.

           

            1. Поиск несоответствия и устранения противоречия (ошибки)

Например, ручка ковшика стальная, сделана из меди (сталь – медь – разные металлы)

Исправим: Ручка ковшика металлическая, сделана из стали.

           

            2. Определение речевой доминанты.

Это либо повторяющиеся слова, либо слова, представленные разнообразными системными связями (синонимия, антонимия и т.д.)

Например, найдите фактическую ошибку в художественном тексте.

Где-то плачет иволга,

Схоронясь в дупло.

Только мне не плачется

На душе светло

            Невнимательный ученик определяет, что иволга не живет в дупле, и он считает, что автор допустил фактическую ошибку, внимательный же пытается установить текстовые отношения, полярные позиции.

Плачет иволга – (обратный порядок слов) – внимание сосредоточено на действии.

Дупло – несвобода, темнота.

           

            3. Использование приема наложения текстового значения на словарное.

Например, сравните два крылатых выражения

Красота спасет мир (приписываемое Ф.М.Достоевскому)

Мир красотой спасается (принадлежащее Ф.М.Достоевскому)

           

            4. Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств  в  соответствии с условиями коммуникации. Одно и то же содержание можно предать разными языковыми средствами.

Например, определить максимально возможное количество вариантов пословицы:

Дерево                        определяют                          плодам                                девушку

Куст                             отгадывают                          шишкам                               человека

                                                                                    по                                    а

Цветок                         узнают                                  почкам                                  юношу

Растение                    распознают                           соцветиям                            старика

Какой вариант закрепился в языковом опыте народа и почему?

           

            5. Общение (диалог) с текстом и другим читателем. Аргументация  своей точки зрения при анализе текста, выявление подтекста. Реконструкция образа автор.

            6. Сопоставление разных текстов и выбор информации, необходимой для конструирования собственных знаний.

            7. Использование приема наложения (аппликации) для выявления образных средств языка.

Например, сравните стихи и словарную статью энциклопедии «Русский язык».

Укажите языковые средства, присущие каждому из стилей.

 

Как автор создает образы?

Многоточие

Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый

            Осознавая русский язык как средство саморазвития, школьники постигают себя и другого человека, принимают иную точку зрения, уважая позицию автора.

            Общие учебные умения и  навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык  и затем как интегративная способность – умение, проявляющая себя   в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.

            Следовательно, общие учебные навыки можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленной целостной, интегративной.

.  .  .