Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Стратегии смыслового чтения на уроках немецкого языка

Дата публикации: 2017-11-03 08:25:30
Статью разместил(а):
Заколюкина Маргарита Владимировна

Стратегии смыслового чтения на уроках немецкого языка

Автор: Заколюкина Маргарита Владимировна

 

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. 

Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения, в том числе и на уроках иностранного языка.

Смысловое чтение-это не новый вид чтения (верно утверждение, что любое чтение должно быть смысловым). Под смысловым чтением мы понимаем такое чтение, которое направлено не только на понимание читающим смыслового содержания текста, но и на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного. 

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.  

Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. И здесь важно правильно выбрать стратегию работы над текстом, определить методы и приемы работы.

Стратегии смыслового чтения – различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно‑смысловые установки в соответствии с коммуникативно‑познавательной задачей.

Анализ методической литературы по проблеме показывает, что выделяется 3 этапа  работы над текстом, которые подразделяются на предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. 

В своей работе я подобрала для каждого этапа  различные упражнения, которые использую  на практике.

Предтекстовый этап (ориентировочный):

Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование, прогнозирование содержания, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения.

На данном этапе я использую такие приемы и методы: 

1. «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после) 

2. «Мозговой штурм».(Ассоциации по поводу заявленной темы) 

3. «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) 

4. «Предваряющие вопросы».(Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте) 

5. «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.) 

6. «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание текста, просмотрев иллюстрации).

7.  Прием «Кластер»

На чистом листе (классной доске) посередине записывается ключевое слово. Слова, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

Прием Кластер я использую уже много лет: сначала для работы с лексикой, теперь я применяю этот прием и при работе с текстом.  Я считаю, что универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах. Кластер, созданный руками учащихся, дает возможность отслеживать понимание учащимися текста.

Текстовый этап (чтение)

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

1.«Чтение в кружок» (попеременное чтение) 

2.«Чтение в парах» 

3.«Чтение с пометками»  

v Знакомая информация

+ Новая информация

Я думал (думала) иначе

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

4.«Чтение с вопросами»

5.«Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации). 

6.«Преобразование текста в таблицу» 

7.«Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами 

8. Прием «Фишбоун»

  Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факта.

 Приемы  Фишбоун и  Кластер представляют собой графические изображение, это письменная деятельность. Положительный результат применения этих схем - побуждает писать тех учащихся, которые не любят этого делать.  

Послетекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.  

В качестве заданий можно использовать следующие упражнения:

1 «Отношение между вопросом и ответом»

2«Ромашка Блума»-(шесть лепестков-шесть типов вопросов) 

простые (Кто? Когда? Где? Как?) 

уточняющие (Правильно ли я понял..?) 

практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?) 

интерпретационные (Почему?) 

творческие (Что будет, если..?) 

оценочные (Как вы относитесь ?)

Умение задавать вопросы является одним из необходимых приемов при работе с текстом. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать  «Ромашку «Блума». Цель применения «Ромашки Блума» - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации. Учащиеся с удовольствием  изготавливают ромашку, на каждом из 6 лепестков которой записывают вопросы разных типов. Слабым ученикам можно предложить  простые и уточняющие вопросы, сильным – творческие и оценочные.

3«Взаимовопросы». 

4«Сводные таблицы» 

5«Задание на соотнесения» (между вопросом и утверждением; части текста с картинкой….)  

6«Проверочный лист». 

7«Люкентекст»(текст с пропусками)  

8«Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц) 

9Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений)

10«Синквейн»  

В прошлом году прочитала о приеме Синквейн и решила использовать при работе с текстом.  «Синквейн»   -  короткое литературное произведение, стих без рифмы,  которое характеризует предмет (тему), как правило, получается у всех и вызывает много положительных эмоций.  Синквейн помогает развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, проявлять творческие способности и увидеть наглядно результат своей работы.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. 

При подведении итогов работы с текстом можно использовать  «Шесть шляп мышления»   Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Белая – перечень фактов из текста

Черная – выявление негативных фактов в тексте

Желтая – позитивное мышление , что было хорошего и почему

Синяя шляпа -  предполагает общий вывод из текста

Желтая – позитивное мышление , что было хорошего и почему

Красная  - предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения

Зеленая -  найти где и как применить изученный материал

Таким образом, использование технологии «Шести шляп мышления» на уроках  позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков. Текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме.  Применение  вышеперечисленных методов и приемов  обучения  повышает мотивацию обучающихся, и , как следствие, качество знаний.

Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся посредством работы с текстом.

.  .  .