Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока биологии для 5 класса "Среды жизни"

Дата публикации: 2017-11-02 14:11:15
Статью разместил(а):
Чередниченко Ирина Николаевна

Технологическая карта урока биологии

для 5 класса

по теме: «Среды жизни»

Автор: Чередниченко Ирина Николаевна

учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 57

 

Предмет

биология

Класс

Тип урока

Комбинированный урок

Технология построения урока

Проектно-исследовательская

 

Тема

Среда обитания организмов. Кто где живет и почему?

Цель

Создание условий для овладения обучающимися знаниями о средах жизни, приспособлениях к условиям обитания, организмах, населяющих почву, водную среду, формирование представлений об особенностях среды обитания.

Основные термины, понятия

Среда жизни. Факторы среды, условия, компоненты природы, экологические факторы: абиотические и биотические.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Ресурсы

Книгопечатная продукция Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков Биология Введение в биологию

Тексты: Среды жизни, карточки. Рабочая тетрадь

Технические средства обучения: Компьютер , Медиапроектор

Интерактивное учебное пособие: Биология Введение в биологию

Презентация: Среды жизни

Планируемые результаты

Предметные

 Метапредметные

  Личностные

Знание компонентов природы;

Представление о многообразии обитателей сред жизни;

 Выявление приспособлений организмов к обитанию в определенной среде.

 

Познавательные УУД:

·      умение выделять главное в тексте;

·      структурировать учебный материал;

·      находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,

·      грамотно формулировать вопросы;

·      проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

·      формулировать вывод.

Личностные УУД:

·      устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

·      определять общие для всех правила поведения;

·      определять правила работы в группах;

·      справедливо оценивать работы одноклассников.

Регулятивные УУД:

·      определять цель деятельности на уроке;

·      проговаривать последовательность действий на уроке;

·      работать по плану, инструкции;

·      представлять результаты работы классу;

·      совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

  Коммуникативные УУД:

·      слушать и понимать речь других;

·      умение работать в составе групп; обсуждать вопросы со сверстниками.

·  Понимание необходимости соответствия приспособлений организмов к условиям среды;

·  Осознание важности для организма сохранения условий, в которых он обитает;

·  Умение представлять себя в роли организма, живущего в разных условиях.

 

 

 

Этапы урока

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

U1 этап. Организационный (этап мотивации)

Дидактические задачи: Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Сегодня у нас урок, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

  - Всем удобно сидеть? Работать?

- Почему это важно?

Учащиеся  высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

U2 этап. Актуализация знаний

Дидактические задачи:  Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

1.    Актуализация на основе материала прошлого урока « Почва - среда жизни живых организмов»

2.    О чем мы говорили на прошедших уроках?

3.    Имея  знания, изучения  темы прошлого урока

« Почва - среда жизни живых организмов», на какой  вопрос сегодня  надо  ответить?

4.    Как бы  вы  определили  тему  урока?

Дают  определения среды обитания,

 характеризуют почвенную среду жизни

 

 

Продолжим изучение сред жизни

 

U3 этап. Постановка учебной проблемы

Дидактические задачи: Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Урок начинается с проблемной беседы, цель которой определить перечень вопросов, которые предстоит решить на уроке

Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

Учащиеся отвечают, высказывают предположения

U4 этап. Планирование деятельности. Целеполагание.

Дидактические задачи: Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач

Создание готовности предстоящей деятельности

Определение   последовательность действия  для решения поставленной задачи.

– Как вы думаете, какие цели  мы должны поставить  сегодня на уроке?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

- Что такое среда обитания?

- Может ли  объяснить, какие среды обитания бывают?

- Дать ей описание?

- Кто и какие имеет  приспособления для благоприятной жизни в ней?

2. Какие среды жизни выделяют.

3. Для чего все это вам нужно знать?

4.По какому плану будем работать?

(определить перечень вопросов, которые предстоит решить на уроке)

Проявляют познавательную инициативу.  Осознание цели предстоящей деятельности.

Учащиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием свойств сред жизни.

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

 

 

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них;

 

Записывают высказывания учащихся:

- свет

- температура

- наличие кислорода

- влажность

- плотность.

Учащиеся выбирают формы работы:

1.    Фронтальная  работа

2.    Индивидуальная форма

3.    Исследовательская работа в группах

Учащиеся ставят перед собой учебные задачи.

 Задачи фиксируются

U5 этап: Открытие нового знания

 Дидактические задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учитель представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию, обобщению и систематизации знаний

Воспитание культуры диалога

Выработка алгоритма работы:

1.Выбор темы проекта.

2.Выбор текста и литературы, дополнительного материала.

3.Описание среды жизни, по плану: а) факторы среды;

 б) организмы, живущие в среде обитания, в) приспособления к жизни (с использованием источников)

3.Представление материала рисунком-схемой .

Каждой группе предлагается на выбор текст с описанием среды жизни и другой дополнительный материал

Вопросы, которые вам расскажут о своей среде обитания:

1. Почему вы  считаете вашу среду обитания лучшим домом?

2. Какие трудности  преодолевают животные в ней?

3. Какие особенности строения у организмов, населяющих вашу среду обитания? Как вы думаете, отличаются ли они от организмов других сред? Если да, то чем? Используя текст и иллюстрации, расскажите классу о вашем «доме».

Участие в диалоге

Умение работать индивидуально и в группах 

Умение  работать с учебной литературой и дополнительными источниками (ИКТ, интернет и т.д.)

Умение преобразовывать текст в  схему, рисунок

U6 этап: Первичная проверка понимания

Дидактические задачи: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Развивает способность к общению, культуре диалога, положительного отношения  к мнению одноклассников, способности  высказывать свою точку зрения  о способах решения  поставленной задачи

Создает ситуации успеха

Побуждает интерес дальнейшему изучению предмета

Постоянно  поощряет учащихся

Развивает  навыки смыслового чтения

Предлагать ученикам рассказывать о ходе исследования, делая выводы (формирование речи и логического мышления).

Вступают в  диалог , учатся доказывать свою точку  зрения, делятся знаниями.

UРабота в группахU: выполняют элементы  исследовательской  деятельности и создают  групповой  учебный проект:

1.    анализируют текст по заданию;

2.    согласуют между собой характеристику среды;

3.    учатся  самостоятельно  находить материал;

4.    работают с дополнительными источниками;

5.    готовят выступление от группы;

6.    учатся формулировать выводы

7.    оформляют проект на альбомном листе.

U7 этап: Применение новых  знаний

 Дидактические задачи: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Побуждает  к теоретическому  объяснению фактов

Стимуляция к познанию, углубления знаний о приспособленности организмов к среде обитания:

Алгоритм публичного выступления:

1.          Подготовьтесь к публичному выступлению (имидж, репетиция, проговаривание текста собеседнику).

2.       Защита:

а)        представьтесь;

б)       назовите тему;

в)       сформулируйте основную идею   

г)       кратко изложите содержание с включением цитат;

д)       выскажите собственную позицию по теме;

ж)        сделайте вывод;        

Закрепление:

Попробуйте определить по описанию внешнего облика живого существа, к какой среде жизни его следует отнести:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой - на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. (Кенгуру).

2. Передние конечности превращены в крылья, кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно смазано слизью; спинка часто темная, а брюшко светлое; есть специальные выросты - плавники - для передвижения. (Рыба).

4. Компактное тело с коротким хвостом и короткими конечностями, из которых передние очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).( Из презентации в приложении)

Обучающиеся выполняют учебный проект, готовятся к публичному выступлению

Происходит обсуждение группового проекта:

 От каждой группы заслушивается сообщение об одной из сред обитания.

Учатся слушать  и слышать ответы товарищей

Дополняют и уточняют  высказанные ребятами сообщения.

Факторы среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Другой организм

Количество воздуха

 

 

 

 

Количество света

 

 

 

 

Количество влаги

 

 

 

 

Интенсивность изменения температуры

 

 

 

 

Оценивают ответы ребят

Отвечают на вопросы учащихся и учителя.

Ведут запись в тетради.

Заполняют таблицу

8 этап: Рефлексия учебной деятельности

Дидактические задачи: Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

 

Формирует способности  объективно оценивать цели урока

Смогли мы  ответить на вопросы, поставленные в начале  урока?

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Оцените свою работу.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях

Контролируют правильность ответов товарищей

Делают выводы.

Обучающиеся отмечают работу группы, оценивают свою работу, заполняют карту самооценки.

Домашнее задание:

 Повторить параграфы 21-24, выполнить задание в рабочей тетради.

Творческие задания:

1.    Подготовить сообщение о животных и растениях  разных сред жизни, обитающих  на территории Иркутской области.

2.     Написать “письмо” от имени одного из обитателей среды (например, дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности среды жизни.

3.     Продолжить  фенологические наблюдения за живой и неживой природой.

4.     Начинать оформление итогового проекта по биологии.

Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые, интересные факты, что повышает мотивацию . Приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания, развивать коммуникативные УУД. Работа учащихся контролируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем, оказывающим помощь ученику. На уроке развивается умение –создавать групповой проект, умение слушать и рассказывать, объективно оценивать себя и других. На уроке учителем формируются метапредметные УУД: познавательные, личностные, регулятивные. Урок отвечает  требованиям  ФГОС.

 

Использованы материалы обучающих курсов АПК и ППРО г. Москва, 2012 «Реализация требований ФГОС основного общего образования в УМК «Сферы-биология» и «Сферы-география» издательства «Просвещение»: Александра Кондакова, член-корр. РАО, д.п.н.,  О. Б. Логиновой, к.п.н,  интернет ресурсы.

 

Приложения:

1. ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ

 Глубина почвы определяется глубиной проникновения корней и деятельностью роющих животных. Она составляет не более 1,5—2 м.

Почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу. Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, то обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.
Сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте. Воздух в почвенных полостях всегда насыщен водяными парами, а состав его обогащен углекислым газом и обеднен кислородом. Но водой она вполне обеспечена. Главная особенность почвенной среды — постоянное поступление органического вещества в основном за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы. Это ценный источник энергии для бактерий, грибов и многих животных, поэтому почва — самая насыщенная жизнью среда В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности. Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

 Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почве содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей. Микроорганизмы разлагают органические массу - мертвые остатки растений и животных - до простых минеральных веществ, которые, растворяясь в почвенной воде, становятся доступными корням растений.

 Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая,  червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.

Обитают здесь и более крупные животные: прежде всего различные клещи,  некоторые насекомые. Они не имеют специальных приспособлений для рытья проходов и поэтому живут в готовых полостях почвы. А вот дождевые черви, многоножки, личинки насекомых могут самостоятельно прокладывать себе дорогу. Дождевой червь раздвигает частички почвы головным отделом тела, а когда это невозможно, как бы “вгрызается” в нее и пропускает через себя.

 Самые крупные из постоянных обитателей почвы - кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние конечности у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

Кроме постоянных “жителей”, в почве есть временные “квартиранты”: суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

Особенности почвы как среды жизни

Особенности почвы

Приспособления организмов

Примеры организмов

1.Высокая плотность

Микроскопические размеры Роющие конечности, способность изменять толщину своего тела, мощные резцы Округлая, червеобразная форма тела

Водоросли, грибы, простейшие, вирусы, бактерии Кроты, медведки, слепыши Дождевые черви, личинки насекомых, многоножки

2. Комковатая структура

Прочные и гибкие покровы тела (защита от повреждений)

Жуки, клещи, муравьи

3. Отсутствие света почти во всех горизонтах

Редукция органов зрения, исчезновение пигментации (окраски) у части растений и животных

Кроты, слепыши Микроорганизмы

4. Полости заполнены газами и растворами

Наличие плотной, не проницаемой для воды и газов оболочки - кутикулы

Почвенные насекомые

5. Недостаток кислорода, избыток углекислоты

Кожное дыхание (использование воздуха, растворенного в воде)

Дождевые черви, личинки насекомых и другие беспозвоночные

6. Большое количество мертвых организмов

Развитие сапрофагии - питания разложившимися остатками

Дождевые черви, бактерии, грибы

 

Особенности почвы как среды жизни

Особенности почвы

Приспособления организмов

Примеры организмов

1.Высокая плотность

Микроскопические размеры Роющие конечности, способность изменять толщину своего тела, мощные резцы Округлая, червеобразная форма тела

Водоросли, грибы, простейшие, вирусы, бактерии Кроты, медведки, слепыши Дождевые черви, личинки насекомых, многоножки

2. Комковатая структура

Прочные и гибкие покровы тела (защита от повреждений)

Жуки, клещи, муравьи

3. Отсутствие света почти во всех горизонтах

Редукция органов зрения, исчезновение пигментации (окраски) у части растений и животных

Кроты, слепыши Микроорганизмы

4. Полости заполнены газами и растворами

Наличие плотной, не проницаемой для воды и газов оболочки - кутикулы

Почвенные насекомые

5. Недостаток кислорода, избыток углекислоты

Кожное дыхание (использование воздуха, растворенного в воде)

Дождевые черви, личинки насекомых и другие беспозвоночные

6. Большое количество мертвых организмов

Развитие сапрофагии - питания разложившимися остатками

Дождевые черви, бактерии, грибы

 

2. ВОДА КАК СРЕДА ЖИЗНИ

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются, прежде всего, физическими свойствами воды.

Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Совокупность таких мелких водных обитателей получила название планктон. В состав планктона входят микроскопические водоросли, мелкие рачки, икра и личинки рыб, медузы и многие другие виды.Оно развито и у плавающих, и у сидячих донных животных, таких, как морские лилии, мидии, устрицы и другие. Сидячий образ жизни был бы невозможен у водных обитателей, если бы не было планктона, а он, в свою очередь, возможен только в среде с достаточной плотностью.

Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше, чем на поверхности суши.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних горизонтах водной толщи. Даже в самых чистых морях фотосинтез возможен лишь до глубин в 100—200 м. На больших глубинах растений нет, а глубоководные животные обитают в полном мраке.

Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.

Одна из сложностей жизни водных обитателей — ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы — массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.

Солевой состав среды также очень важен для водных организмов. Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные — в морях из-за нарушения работы клеток.

Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты.  У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

 

3. НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ЖИЗНИ

Эта среда сложна и разнообразна. Газовый состав наземно-воздушной среды отличается высоким содержанием кислорода: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде. Это позволяет животным иметь очень высокий уровень обмена веществ. Много света, более резкие изменения температуры во времени и в пространстве. Перепады давления, по сравнению с водной средой обитания, очень малы; так, на высоте 5 800 м оно составляет лишь половину своей нормальной величины. Следовательно, почти все обитатели суши чувствительны к сильным перепадам давления.

Многие виды могут летать, а мелкие насекомые, пауки, микроорганизмы, семена и споры растений переносятся воздушными течениями, питание и размножение организмов происходит на поверхности земли или растений. В такой малоплотной среде, как воздух, организмам необходима опора. Поэтому у наземных растений развиты механические ткани, а у наземных животных сильнее, чем у водных, выражен внутренний или наружный скелет. Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нем. Активный и пассивный полет освоили около двух третей обитателей суши. Большинство из них — насекомые и птицы.

Воздух — плохой проводник тепла. Этим облегчается возможность сохранения тепла, вырабатываемого внутри организмов, и поддержание постоянной температуры у теплокровных животных.

На суше часто возникает дефицит влаги. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой, особенно в засушливых условиях. У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды через устьица. У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса способствует и соответствующее поведение. Они могут, например, совершать миграции к водопоям или активно избегать особо иссушающих условий. Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме, как, например, тушканчики или всем известная платяная моль. В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, например состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Приспособительные особенности животных и растений:

  • крылья;
  • конечности для передвижения по твердой поверхности;
  • шерсть;
  • перья;
  • приспособления для экономного расходования влаги;
  • приспособления для опыления растений.

 

4. ОРГАНИЗМ КАК СРЕДА ЖИЗНИ

Защищенность от внешних врагов, обилие легкоусвояемой пищи, относительная стабильность условий делают ненужным деление тела на отделы, и поэтому многие внутренние паразиты и симбионты характеризуются в эволюции упрощением строения, вплоть до потери целых систем органов. Так, ленточные черви, всасывающие переваренную хозяином пищу через покровы, отличаются отсутствием пищеварительной системы.

Выход во внешнюю среду чаще всего чреват для паразитов многими опасностями. Поэтому на той стадии жизненного цикла, которую паразиты проводят вне хозяина, у них развиваются различные защитные приспособления, позволяющие пережить этот критический период (толстые и многослойные оболочки яиц гельминтов, цисты кишечных амеб и т. п.)

Основные экологические трудности, с которыми сталкиваются внутренние сожители живых организмов, – это ограниченность жизненного пространства для тканевых и особенно внутриклеточных обитателей, сложности снабжения кислородом, трудность распространения от одной особи хозяев к другим, а также защитные реакции организма хозяина против паразитов.

Паразиты должны также преодолевать защитные реакции организма хозяина. Поэтому чаще всего они поражают ослабленных особей. Например, жуки-короеды, которые с экологической точки зрения являются паразитами деревьев, заселяют стволы хвойных лишь в том случае, если дерево не в состоянии защищаться от них выделением смолы. Ослабленные деревья теряют сопротивляемость, их заселяют насекомые, поражают грибы и другие потребители живых тканей. У животных защитной реакцией от вторжения посторонних организмов является образование в крови хозяина специфических химических  веществ, антител, подавляющих паразитов

Одно из главных преимуществ паразитов – обильное снабжение пищей за счет содержимого клеток, соков и тканей тела хозяина или содержимого его кишечника. Обильная и легкодоступная пища служит условием быстрого роста паразитов. Там, где позволяет пространство, например, в кишечном тракте позвоночных, паразиты могут достигать очень больших размеров по сравнению с их свободноживущими родственниками. Так, человеческая и свиная аскариды – одни из наиболее крупных представителей класса нематод, а лентец широкий, бычий и свиной солитеры – гиганты среди плоских червей, достигающие в длину 8‑12 м.

Недостаток кислорода в тканях и особенно в желудочно-кишечном тракте организмов‑хозяев приводит к тому, что многоклеточные паразиты приспосабливаются жить вообще без кислорода. Естественный отбор привел к развитию у паразитов огромного числа яиц по сравнению со свободноживущими формами. Человеческая аскарида продуцирует в среднем 250 тыс. яиц за сутки, а за всю жизнь – свыше 50 млн.

Подавляющее большинство яиц и зародышей паразитов гибнет, не попав в очередного хозяина или не выдержав воздействия различных факторов внешней среды. Только чрезвычайная плодовитость увеличивает шансы на выживание.

.  .  .