Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка в 10 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека"

Дата публикации: 2017-10-30 12:25:31
Статью разместил(а):
Акканова Зульфия Сундетовна

Урок русского языка в 10 классе

"Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Автор: Акканова Зульфия Сундетовна

МОУ «СОШ № 11» г. Саратова

 

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.

Ход урока 

I.                   Организационный момент. Вступительное слово учителя.  

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, он завещал нам беречь его:

- Но что значит беречь язык?  (Это значит грамотно писать и правильно говорить)

Постановка цели и задач урока.

-  Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются  от  стандартных тестов, в них охвачен весь курс  русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и  пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).

- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Этому нас учит орфоэпия . Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку 

II. Орфоэпическая минутка.  

Карточка. Задание: расставить в словах ударение

красивее

камбала

коклюш

обеспечение

вероисповедание

ворожея

торты

жалюзи

плесневеть

начался

ходатайство

звонишь

премировать

зубчатый

генезис

брала

исчерпать

балованный

доверху

издревле

каталог

мастерски

банты

шарфы

углубленный

облегчить

III.             РЕДАКТИРОВАНИЕ  ТЕКСТОВ.

Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете.  Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика?  Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

 

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.  (неправильное употребление  Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/.  В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

 

IV.  Слово учителя.  Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

-  Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

  (1 уч-ся выразительно читает стихотворение )

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

 

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Групповая, парная, индивидуальная  работа (5 мин.).

На уроке работают три группы:

«1. литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

 

«2. языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

 

«3. лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

А) Комплексный анализ текста.

 

                                              Основной алгоритм

1.     Выпишите ключевые слова текста.

2.     Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.

3.     Исследуйте синтаксические конструкции текста.

                                                      

                                  Индивидуальные задания:

1.     Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).

2.     Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.

                                            Творческое задание:

1.  Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.

 

Задание “Оратор”.

 Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  «Кубики».  Постройте   из данных  «кубиков»  текст, прочитайте его  ( задание А 6, А 27  ЕГЭ ).

Внимание!  У текста нет заключительной части.  Придумайте концовку.

I.                   Задумались  ли  вы над тем,  в чём  проявляется богатство  нашего языка?

II.                Красота и благозвучие русского языка связаны, например,  с чередованием  звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

III.             Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

IV.             Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения:  он неисчерпаемо богат.

V.                Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря,  в  отточенности синонимических конструкций, то будете  правы.

VI.             Очень активны и гласные в нашей речи:  хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их  большого стечения.  ( по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой).

В)  Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов».

1 ученик называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

2 ученик

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет

подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным действиям.

 

3 ученик подводит итог.

Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

  Не скудела в наши дни».

 

2.     Индивидуальное сообщение.

    В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит,  умирает, исчезает.

 Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

 

3.     Группа «языковеды» (исследование художественных средств)

  Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ

устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

 

4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)

1 ученик.

  Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни..

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к  воскрешению русской словесности.

 

2 ученик

Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.

3 ученик

 

Таким образом,  выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».

 

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.

Задание “Оратор” реализует сильный уч-ся (1 мин.)

 

 

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). 

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

На партах карточки с предложениями, уч-ся заполняют таблицу (подбирая предложения из карточек)

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

2) Употребление в качестве однородных членов причастного оборота и придаточного предложения.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

2. Работа в группах. 

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Т.  Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. 

У.  Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия. 

Ф.   Мы не только получили учебник, но и сборник задач. 

Х. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. 

Ц. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”. 

Ч. Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е, Л, Н, Ч 

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И, У 

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П, Ф 

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

З, О, Х 

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С, Т 

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж, Ц 

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.  

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. 

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд. 

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию. 

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии. 

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку. 

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное. 

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению. 

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки. 

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить. 

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован. 

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением. 

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления. 

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии. 

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России. 

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы уже давно выписываем журнал “Природа” 

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. 

 

Молодцы, ребята.  Сегодня мы весь урок говорим о понятии  «КУЛЬТУРА».  Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием?  Каковы для вас составляющие слова  «культура»?  / Ответы учащихся/.

ИЛИ  /  фотография  Солженицына, текст  его речи через проектор, у каждого уч-ся на парте ксерокопия  листа с выступлением А.И.Солженицына/

-   А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чём сказал писатель?  О чём бы вы говорили? 

 

VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя.

  Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал:  « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

.  .  .