Урок русского языка в 10 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека"
Урок русского языка в 10 классе
"Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"
Автор: Акканова Зульфия Сундетовна
МОУ «СОШ № 11» г. Саратова
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”
Такие прекрасные слова о нашем языке сказал И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, он завещал нам беречь его:
- Но что значит беречь язык? (Это значит грамотно писать и правильно говорить)
Постановка цели и задач урока.
- Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Этому нас учит орфоэпия . Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку
II. Орфоэпическая минутка.
Карточка. Задание: расставить в словах ударение
красивее |
камбала |
коклюш |
обеспечение |
вероисповедание |
ворожея |
торты |
жалюзи |
плесневеть |
начался |
ходатайство |
звонишь |
премировать |
зубчатый |
генезис |
брала |
исчерпать |
балованный |
доверху |
издревле |
каталог |
мастерски |
банты |
шарфы |
углубленный |
облегчить |
III. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
( употребление слова в несвойственном ему значении).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.
IV. Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь» - Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст. (1 уч-ся выразительно читает стихотворение ) Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни. Групповая, парная, индивидуальная работа (5 мин.). На уроке работают три группы: «1. литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«2. языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
«3. лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора). А) Комплексный анализ текста.
Основной алгоритм 1. Выпишите ключевые слова текста. 2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении. 3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.
Индивидуальные задания: 1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы). 2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения. Творческое задание: 1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.
Задание “Оратор”. Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его ( задание А 6, А 27 ЕГЭ ). Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку. I. Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка? II. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны. III. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. IV. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат. V. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы. VI. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. ( по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой). В) Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов». 1 ученик называет ключевые слова текста. Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи. 2 ученик Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
3 ученик подводит итог. Тема текста совпадает с названием «Устная речь». Идея выражена в последней строке: «Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни».
2. Индивидуальное сообщение. В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает. Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи. - Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?
3. Группа «языковеды» (исследование художественных средств) Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне) 1 ученик. Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни.. глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
2 ученик Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании. 3 ученик
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте. «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи. Задание “Оратор” реализует сильный уч-ся (1 мин.)
|
|
V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).
1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”
На партах карточки с предложениями, уч-ся заполняют таблицу (подбирая предложения из карточек)
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. |
2) Употребление в качестве однородных членов причастного оборота и придаточного предложения. |
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. |
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. |
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). |
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. |
2. Работа в группах.
Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.
А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Поезд прибыл согласно расписания.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. Он любил и увлекался чтением.
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.
С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
Т. Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
У. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
Ф. Мы не только получили учебник, но и сборник задач.
Х. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
Ц. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.
Ч. Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. |
Е, Л, Н, Ч |
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. |
И, У |
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. |
П, Ф |
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. |
З, О, Х |
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). |
А, Б, В, Г, Д, К, М, С, Т |
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. |
Ж, Ц |
Исправляем грамматические ошибки в предложениях.
Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. |
Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. |
Нужно оплатить за проезд. |
Нужно оплатить проезд. |
Поезд прибыл согласно расписания. |
Поезд прибыл согласно расписанию. |
Комиссия установила о причинах аварии. |
Комиссия установила причины аварии. |
Такое поведение не свойственно для образованного человека. |
Такое поведение не свойственно образованному человеку. |
В посёлке интересовались и верили всему необычному. |
В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное. |
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. |
Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению. |
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. |
Формула используется не только для решения задач, но и для проверки. |
Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. |
Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить. |
Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. |
Благодаря пожарным огонь быстро был локализован. |
Он любил и увлекался чтением. |
Он любил читать и увлекался чтением. |
Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. |
Следует уделять большое внимание развитию образного мышления. |
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. |
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии. |
Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. |
Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России. |
Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. |
Мы уже давно выписываем журнал “Природа” |
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. |
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. |
Молодцы, ребята. Сегодня мы весь урок говорим о понятии «КУЛЬТУРА». Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием? Каковы для вас составляющие слова «культура»? / Ответы учащихся/.
ИЛИ / фотография Солженицына, текст его речи через проектор, у каждого уч-ся на парте ксерокопия листа с выступлением А.И.Солженицына/
- А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чём сказал писатель? О чём бы вы говорили?
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя.
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.