Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок "Здоровое питание. Питание как физиологическая потребность"

Дата публикации: 2017-10-24 20:19:28
Статью разместил(а):
Марьина Ольга Сергеевна

Тема урока: «Здоровое питание»

Автор: Марьина Ольга Сергеевна

учитель технологии

 

Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Цели урока:  

1).

5класс:  сформировать понятие о витаминах и их значении для жизнедеятельности организма; сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определенных витаминов, сформировать понятие о минеральных веществах, их классификации и значении в жизнедеятельности организма;

2).  

 формирование навыков самостоятельной работы с учебником и табличным материалом;

3). 

продолжить  воспитание и формирование стремления учащихся правильному питанию и здоровому образу жизни.

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Метод:

словесный с применением наглядности .

Оборудование и наглядность:

таблицы, учебник, раздаточный материал, компьютер.

 

Ход урока

I.                 Организационный момент.  

II.                Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя:
- Мы с вами начинаем изучение нового раздела  «Технологии» - «Кулинарию» А знаете ли вы, что означает слово «Кулинария»?

(ответы учащихся)

Слайд№2 

-Кулинария – это слово латинского происхождения, что в переводе означает «кухня»

Слайд№3 

Кулинария – это наука о питании, это искусство приготовления вкусной и питательной пищи.

Слайд№4 

История кулинарии исчисляется не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в 18веке до н.э.  в  Риме существовали кулинарные школы.  Первые поваренные книги появились еще в Древней Греции в 4веке до н.э.. В Междуречье, в1700г. до н.э., появились рецепты на кулинарных табличках. В России, в Киевской Руси,  первая поваренная книга появилась в 9 веке и называлась «Изборник Святослава».

Во все времена искусство приготовления пищи считалось почетным делом. Каждый народ имеет свои национальные блюда, за любым из которых своя история.

- Однако научные основы кулинарии начали разрабатываться только в19веке. 

Слайд№5 

Есть такие интересные сведения: подсчитано, что в среднем за 70лет своей жизни человек съедает около50000кг пищи, в том числе поваренной соли  200-300кг выпивает 50000кг воды, что в 1400раз больше  массы тела человека.

А, что такое пища?
(ответы учащихся)

Слайд№6 

- Пища – это основной источник существования человека. Пища – это основной источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые для организма вещества, причем в определенном количестве.

Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Белки, жиры, углеводы более подробно изучаются на уроках биологии и химии т.к. это сложные химические соединения.

Белки – это основа жизни, это строительный материал нашего организма. Белки участвуют в обмене веществ, без  их недостаточного поступления в организм плохо  усваиваются витамины и минеральные вещества.

Жиры – это резервы энергии нашего организма.

Углеводы – главный источник энергии нашего организма.

Сегодня 5класс познакомится с «витаминами».

Слайд№7 Витамины – это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма. В настоящее время известно около 30витаминов,которые делятся на две группы.

Слайд№8

Слайд№9,10
Заслуга в открытии витаминов принадлежит русскому врачу  Николаю Ивановичу Лунину. А впервые понятие «витамины» в 1912году впервые ввел польский Ученый Казимеж  Функ.

(Сообщение « История  открытия витаминов» подготовила ученица 6класса)

Слайд№11,12,13 

Витамины играют большую роль в жизнедеятельности нашего организма. И если они поступают в организм в недостаточном количестве  - наступает гиповитаминоз, а если вообще не поступают в организм  - авитаминоз, а если в избыточном количестве – гипервитаминоз.

(Сообщения  учащихся 5класса о витаминах)

1.      «Витамин С» -     Слайд№14-15

2.      «Витамин B1 »  -  Слайд№16-17

3.      «Витамин A» -     Слайд№18-19

4.      «Витамин D» -     Слайд№20-21

5.      «Витамин B2 » -   Слайд№22

6.      «Витамин PP» -    Слайд№23-24

-Из всего сказанного можно сделать вывод. Какой?

(Ответы учащихся, после чего учитель обобщает ответы.)

 

III.             Практическая работа для 5 класса.  

Задание : Учащиеся получают карточки с изображением различных продуктов питания. Рядом с продуктами необходимо поставить буквы-символы, обозначающие витамины, которые содержатся в данном продукте. А в скобках написать суточную потребность человека в этом витамине. Найти необходимые данные можно с помощью таблиц, имеющихся на партах.

 

IV.             Изучение новой темы с 5 классом.

       Минеральные вещества входят во все продукты питания. В разных продуктах содержатся те или иные неорганические элементы в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на микро- и макроэлементы.

         Слайд№25 

         Слайд№26-27

  Минеральные вещества, содержащиеся в продуктах питания в количестве десятков и сотен миллиграммов на 100граммпродуктапринято называть макроэлементами.

 Минеральные вещества, содержащиеся в продуктах питания в  ничтожно малых количествах (единичные миллиграммы и меньше в 100гр.продукта) принято называть микроэлементами. Но несмотря на столь малое количество биологическая активность микроэлементов очень высока.

          Вот некоторые вещества, которые играют важную роль для организма человека.             Это  в первую очередь

       Слайд№28  

  Кальций -  играет большую роль в формировании костной ткани, усиливает    защитные реакции организма; необходим для нормальной деятельности сердца.

    Суточная потребность человека в кальции составляет 800 мг. Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, в сыре.  

         Слайд№29     

      Калий – усиливает выведение жидкости из организма, играет важную роль в обмене веществ.

Суточная потребность человека в калии составляет 3-5гр. Калий содержится в сухофруктах, горохе, картофеле, овощах, рыбе, хлебе.

         Слайд№29     

  Натрий -  участвует в процессах внутриклеточного обмена веществ; активно участвует в водном обмене, задерживая воду в тканях .

  Суточная потребность человека в натрии составляет 10-15гр. Натрий  содержится в поваренной соли.

         Слайд№29     

 

              Магний – нужен для нормального функционирования нервной и сердечнососудистой систем; стимулирует работу кишечника.

Суточная норма магния 400гр..

Магний содержится в хлебе, в крупах, горохе, засоле, абрикосах, черносливе.

         Слайд№29     

 

     Железо – играет огромную роль в кроветворении, в работе сердечно –сосудистой системы. Железо -  составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям.

Суточная потребность  железа составляет 10-18мг.. Железо содержится в мясе, рыбе, овощах и фруктах.

         Слайд№29     

 

Йод – необходим для нормальной работы щитовидной  железы.

Суточная норма йода составляет 0,15-0,2мг.

Содержится йод в морской капусте, морской рыбе.

 

V.                Практическая работа  для 5 класса.

 

«Расчет содержания минеральных веществ»

 1.      Составить меню завтрака.

2.      Рассчитать содержание минеральных веществ, используя таблицы.

VI.             Итог урока.

1.      Проверка выполнения практической работы.

2.      Обобщение темы урока.

3.      Выставление оценок.

VII.          Домашнее задание.

.  .  .