Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 2017-10-24 09:44:08
Статью разместил(а):
Абуздина Ирина Викторовна

Социальная адаптация детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

при обучении в техникуме

Автор: Абуздина Ирина Викторовна

(ГАПОУ ИО «Заларинский агропромышленный техникум», п. Залари)

 

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом.  Растет «скрытое» социальное сиротство, когда при живых родителях, но лишенных родительских прав, ребенок чувствует себя одиноким, незащищенным, и как следствие увеличивается число беспризорных детей и подростков. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут  преодолеть трудностей профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Большую трудность для обучающихся представляет участие в беседе, не связанной с конкретной ситуацией личностного характера, повышенная тревожность, напряженность, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия.

Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования необходимы для усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Дети-сироты, лишенные самого главного в жизни – любви и заботы родителей, не знакомы с понятиями «дом», «семья», «мама», «папа», что создает большие трудности в организации их воспитания в условиях техникума, проживание в общежитиях.

 Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

При работе сданной категорией выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;

– завышенная или заниженная самооценка;

– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

– ощущение физической опасности

– недостаточность финансовых ресурсов;

– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

Перечисленные факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– духовно-нравственное воспитание;

– профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в культурно-массовые мероприятия;

– обучение бытовым навыкам;

– побуждение к трудовой деятельности;

– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

– формирование активной жизненной позиции.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в техникуме.

Социальный педагог старается оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

– социально-правовую;

– социально-психологическую;

– социально-информационную;

– духовно-просветительскую.

На 1 сентября 2017 года в Заларинском агропромышленном техникуме  обучается 263 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  из них под опекой находится 67 человек. После поступления в техникум социальный педагог проверяет все документы касающихся  таких детей, сверяет данные с органами опеки и попечительства и старается обеспечить им все условия для социальной адаптации в учебном заведении. Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в техникуме, потому что недостаточно социализированы.

Взаимодействие социального педагога с обучающимся  начинается с изучения его личности. Собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в образовательное учреждение, о его ближайшем окружении, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.

Для лучшей адаптации – студентов, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме, привлекают к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях проходящих в техникуме: «Посвящение в студенты», «День здоровья», «Осенний кросс», «День студента»,  Дню Защитника Отечества – «Самый ловкий, самый сильный»,  кружках, спортивных секциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах.  Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в этих мероприятиях, содействует полноценному развитию детей этой категории. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении, 5-разовом питании.

Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в общежитии, активно общаются с воспитателями, психологом, также принимают участие в работе совета общежития, конкурсах «Осенний бал», «Посвящение в проживающие в общежитии»,  «А ну-ка девушки!», «А ну-ка парни!», «Самая лучшая комната».

Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных мероприятиях предполагает формирование у детей правовой культуры, способностей к социальной защите.

Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в учебном заведении, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются: проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проблема создания семьи; проблема обучения, трудоустройство.

Рассматривая социально-психологическую адаптацию ребёнка как цель социально-педагогической деятельности, необходимо заметить, что этот процесс наиболее эффективно осуществляется в трех сферах: становлении самосознания ребенка, его деятельности и в общении.

В заключение хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая разработка проблем формирования родственных связей, возрождение семейных отношений; организация и проведение развивающих занятий со студентами-сиротами, подготовка социальных педагогов, кураторов, мастеров производственного обучения, воспитателей и руководителей образовательного учреждения к работе с социальными сиротами.

.  .  .