Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе»

Дата публикации: 2017-10-22 12:32:06
Статью разместил(а):
Качанова Елена Владимировна

Рабочая программа

элективного курса по литературе для 11 класса

«Техника написания сочинения по литературе»

Автор: Качанова Елена Владимировна

 

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать и уметь:

-самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

-самостоятельно анализировать эпизод;

-самостоятельно анализировать литературное произведение;

-подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

-составить конспекты критической или литературоведческой работы;

-самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;

-уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

-хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

-воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:

-при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;

-уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);

-литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.).

 

Содержание курса.

 

Тема 1.

Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

 

Тема 2.

Композиция и структура классического сочинения.

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

 

Тема 3.

Жанровые разновидности сочинения.

Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.

 

Тема 4.

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.

 

Тема 5.

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

 

Информация о количестве учебных часов.

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю, что соответствует учебному плану ОУ на 2017-2018 учебный год.

 

Учебно-тематический план:

Подбор произведений по направлениям:   

«Верность и измена»

1.    А.Н. Островский. Гроза.

2.    Л.Н. Толстой. Война и мир.

3.    Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Униженные и оскорбленные.

4.    А.И. Куприн. Гранатовый браслет.

5.    М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

6.    М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

7.    А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка.

8.    И.А. Бунин. Тёмные аллеи.

9.    И.А. Гончаров. Обломов.

10.    В.Г. Распутин «Уроки французского.

 

«Равнодушие и отзывчивость»

1.    Л.Н. Толстой. Война и мир.

2.    Ф.И. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.

3.    И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

4.    М.А. Булгаков. Записки юного врача .

5.    В.П. Астафьев. Людочка.

6.    А.И. Солженицын. Матрёнин двор.

7.    А.П. Чехов. Крыжовник.

8.    В.М. Шукшин. Чудик.

9.    К.Г. Паустовский. Телеграмма.

10.  Т.М. Кенэлли. Список Шиндлера.

 

«Цели и средства»

1.    Л. Н. Толстой. Война и мир.

2.    А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом.

3.    М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

4.    М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

5.    А.С. Грибоедов. Горе от ума.

6.    А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

7.    В.М. Шукшин. Сапожки.

8.    Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

9.    В.А. Каверин. Два капитана.

10.    Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

 

«Смелость и трусость»

1.    В.В. Быков. Сотников. Журавлиный крик.

2.    Л.Н. Толстой. Война и мир.

3.    А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

4.    Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие...

5.    В.П. Аксёнов. Московская сага.

6.    Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

7.    М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

8.    В.М. Гаршин. Трус.

9.    А.Т. Твардовский. Василий Тёркин.

10.   Бен Элтон Два брата.

 

 «Человек и общество»

1.    М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

2.    И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

3.    А.И. Солженицын. В круге первом.

4.    М.Е. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Дикий помещик.

5.    Л.Н. Толстой. Война и мир.

6.    А.А. Чехов. Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч.

7.    М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

8.    И.С. Тургенев. Отцы и дети.

9.    М.А. Шолохов. Тихий Дон.

10.    Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

 «Клише к итоговому сочинению»

 

Примеры вступления.

1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...

2. Люди часто размышляют о том, что .... 

3. Начать с вопросов. Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ...  Кто-то считает, что .... Кто-то....

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста.

 

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

 

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...т(автор, название).

2. Вспомним героя повести... (автор, название).

3. Обратимся к роману... (автор, название).

 

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что...

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....

 

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

3. (Цитата) «...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о ....

Работа  с ключевыми словами, вынесенными в названия направлений.

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена. "Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Похожие качества: посвящённость, неизменность, твёрдость, непоколебимость. Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.

Синонимы: преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность, правильность, безошибочность, справедливость, достоверность; любовь,; несомненность, непогрешимость, правоверность, приверженность, бесспорность, очевидность, доподлинность, самоочевидность, надежность, неискаженность.

Измена — нарушение верности кому- или чему-либо. Синонимы: предательство, вероломство, неверность; блуд, штрейкбрехерство, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, прелюбодеяние, отступничество, адюльтер. Комментарий ФИПИ: "В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте".

Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения.

Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.

Синонимы: безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность,

малочувствительность, бесстрастность, наплевательское отношение, бездушие, пофигизм, деревянность, холодность,  вялость, холодок, бесчувствие, дофенизм, апофигей, , холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность, апатия, апатичность, флегматичность

Отзывчивость - положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость

и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей

Синонимы: мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.

Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он

стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия,

требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.

Синонимы: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет (сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, смысл, установка, назначение, целеустановка, функция, миссия,  мечта-идея

Средство - прием, способ действий для достижения чего-н. или то, что служит какой-л. цели, необходимо для достижения, осуществления чего-либо.

Синонимы: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье,

Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность,

самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

Трусость- одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество,

характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Трусость. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в трусость. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека).

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

Человек- термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле. В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т.

д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

Общество - в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая), к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.). Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда.

*Определения взяты из словаря Безруковой В.С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», 2000 г.

 

.  .  .