Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Кооперативная компетенция на уроках информатики

Дата публикации: 2017-04-27 10:58:20
Статью разместил(а):
Артищева Оксана Леонидовна

Кооперативная компетенция на уроках информатики

Автор: Артищева Оксана Леонидовна

 

"Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон,

лишь в сообществе с другими он может сделать многое."

(А.Шопенгауэр)

 

Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми. Эта компетенция выражается в умениях: самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач, находить альтернативные пути и средства решения задач, предвидеть возможность появления вторичных проблем, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

Новая технология ведения урока направлена на активизацию работы детей в познавательной, коммуникативной деятельности. Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний.

   Необходимо помнить, что каждый ребенок неповторим, он двигается в освоении нового в своем темпе. Педагоги, освоившие деятельностную технологию, на своих уроках часто сочетают фронтальную работу с работой в паре и группе, групповые мини-проекты, проектную и исследовательскую работу (вне урока).

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

v   взаимное обогащение учащихся в группе;

v   организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

v   распределение начальных действий и операций;

v   коммуникацию, общение, без которых не возможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор способов действия;

v   обмен способами действия для решения проблемы;

v   взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

v   рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия.

Часто возникают вопросы:

·              Как именно грамотно организовать работу групп на уроке и деятельность каждого учащегося внутри группы?

·              Какими критериями руководствоваться при формировании групп?

·              Как часто использовать работу в паре и группе, чтобы эта работа не была формальной?

Как организовать групповую учебную работу школьников

Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Традиционно выделяют:

    парную работу, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом;

    единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и

    дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

 Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую.

Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное - первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Организацию групповой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества.

 Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом,

как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно);

правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке.

Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

   Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я часто использую вот такую  форму подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

    Для того, чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

   Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

    При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

    Наблюдая совместную деятельность учащихся, я пришла к выводу:

·        Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

·        Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

·        Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. У меня это колокольчик.

      Сложность же организации такой работы на уроке вызвана необходимостью работать в системе. Невозможно один урок работать фронтально, а на другом предлагать детям групповую работу. Кроме того, введение групповой работы на уроке предъявляет повышенные требования к уровню сформированности детского коллектива, развитию навыков самоорганизации и самоуправления.

Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

•      нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

•      разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

•      групповая работа должна занимать не более

•      нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

•      нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

 

Работа в группах - современная форма организации работы на уроке, которая позволяет ребятам чувствовать себя увереннее, потому что не один, находить истину в споре, учить друг друга и учиться друг у друга. Выдающийся немецкий педагог Ф.В. Дистирвег говорил: "Плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить".

.  .  .