Рефлексивный подход на занятиях по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Рефлексивный подход на занятиях по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Автор: Ганина Ирина Александровна
ОГБПОУ "Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова"
В структуре современного занятия, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности и влияет на качество образовательного процесса.
В словарях дается четкое определение: Рефлексия (от латинского reflexio – обращение назад) в педагогике — это самоанализ деятельности и её результатов.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Классифицировать рефлексию можно: по функциям, по содержанию, по форме деятельности, по способам проведения и по цели.
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Анатомия и физиология человека» я ставлю цель: повысить эффективность образовательного процесса на учебных занятиях анатомии через применение рефлексии и применяю следующие приемы, методы, технологии рефлексии на своих занятиях.
Осуществляю рефлексию эмоционального состояния студентов в начале и в конце занятия для установления контакта с группой и оценки эмоциональной обстановки, с помощью таких приемов: «Смайлик», «Прием с различными цветовыми изображениями», «Светофор», Цветовой прием «Цветовой коллаж», «Пейзаж», «Показ большого пальца вверх или вниз», «Состояние моей души» и технологию «Острова».
Рефлексию деятельности провожу на этапе проверки домашнего задания, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает студентам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Использую такие приемы, как «Пчелиный улей», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный круг», «Зарядка» и метод «Толстые и тонкие вопросы».
Также использую вид рефлексии как «Рефлексия содержания учебного материала» в конце занятия. Для меня важно не только узнать и понять эмоциональное состояние обучающихся в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стало занятие. Эта рефлексия помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае использую самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми знаниями: прием «Чемодан, мясорубка, корзина», методы «Свет молнии», «Гора, «Плюс – минус – интересно», «Взаимопроверка» и «Незаконченные предложения.
В конце занятия можно использовать небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия.
Из полученного материала можно прийти к выводу, что рефлексия – это вершина сознания, которая является одним из главных признаков личности, формируется и развивается вместе с ней. Рефлексия дает возможность человеку оценить свои результаты. И в конце года, по изучению курса анатомии, я использую анкету «Значимость предмета». Анкета предназначена для анонимного обследования. Подсчет показателей производится в соответствии с ключом. Высокие показатели свидетельствуют о высокой значимости изучаемого предмета для развития личности.
Проведение рефлексии учебной деятельности дает возможность:
1) Зафиксировать новые знания, полученные на занятии;
2) Оценить свою работу обучающимся;
3) Педагогу проводить анализ и давать оценку деятельности студентов, а также своей деятельности;
4) Определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях.
Практика показывает, что использование рефлексии повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению и изучаемому предмету, снимает психологическое напряжение, способствует повышению качества знаний обучающихся, позволят сформировать коммуникативные компетенции, личностные результаты.
В заключение я хочу сказать, что использование в педагогическом процессе рефлексии позволяет увидеть, достигнута ли цель на занятии, а также помогает совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента. Использование приемов рефлексии на занятиях по анатомии и физиологии человека помогают развивать ответственность у обучающихся и сделать обучение более эффективным и увлекательным.