Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Основные аспекты в работе над фортепианным концертом Р. Шумана a-moll (1 часть)

Дата публикации: 2022-09-06 13:38:42
Статью разместил(а):
Даминова Гузель Ринатовна

Основные аспекты в работе над фортепианным концертом Р. Шумана a-moll (1 часть)

Автор: Даминова Гузуль Ринатовна

ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ», г. Набережные Челны

 

Концерт – с латинского слова переводится, как «соревнование» (имеется ввиду партии солиста и оркестра).

Р.  Шуман писал Кларе Вик в 1839 году в связи с началом работы над фортепианным концертом a-moll: «О концерте я уже говорил; это нечто среднее между симфонией, концертом, и большой сонатой. Я вижу, что не могу писать концерт для виртуозов, я должен замышлять что-то иное».

«На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребёнок не вырастает здоровым человеком». Что означало приближение концерта к симфонии и сонате ?

Прежде всего – отказ от «демонстрации техники», углубление содержания и, наконец, совершенствование драматургии концерта, то есть достижения более тесных связей, разделов и частей; взаимодействия сольной и оркестровой партий. Концерт был написан в 1841-45 годах, в период перехода к позднему творчеству.

Р.  Шуман рождает традицию последних бетховенских концертов и идёт дальше, выражая назревшие уже в его время тяготение к более тесным тематическим связям, к большой слитности. Весь концерт – это крупная пьеса в умеренном темпе,  первая часть – это сонатное allegro; вторая-андантино, заключение – rondo. Идею сжатого концерта дал А. Вебер (концертштюк). Р. Шуман реализовал форму по новому ,особо обратив внимание на сквозное развитие.

Создание концерта a-moll для фортепиано с оркестром – плод давнишних мечтаний композитора. Первая часть проектировалась в начале как самостоятельное одночастное произведение «фантазия». Позднее дополняет готовое allegro медленным интермеццо и финалом.

Первая исполнительница концерта – Клара Шуман (жена композитора). Первая часть – одна из творческих вершин композитора. Удача композитора в том, что он нашел логическое композиционное решение: форма первой части – сонатное аллегро с эпизодом между экспозицией и разработкой. Разделы этой части ( за исключением вступления ) в экспозиции и разработке основаны на материале главной партии. Всю композицию можно представить себе, как сонату или как цикл свободных вариаций.

Разбор концерта. 1 часть-это всесторонняя удача композитора. Шуман нашел баланс между содержательностью, увлекательностью, эмоцией и формой. Композитор применил уже появившийся в романтическую эпоху синтетический принцип построения формы. Концерт начинается с патетичного  вступления без оркестрового показа тем. Нужно уделить большое внимание на ритмическую организацию пунктир ного ритма. Он должен быть точно высчитанным , с тяготением в сильную долю.

Все творчество Роберта Шумана проникнуто как  мятежным порывом, так и светлой  мечтательностью (Флористан и Эвзебий). Здесь мы слышим явно Флорестана. Очень важно знать и проучить отдельно верхний голос, а также отдельно знать каждую руку в отдельности. Интонировать при этом нужно к сильной доле.

Главная тема – как тема – избранница (тема g-moll симфония Моцарта, тема лунной сонаты Л. Бетховена) известна и популярна. Она проста, задушевна, песенна, но в тоже время «по-бетховенски» сдержанна. Особое внимание обратить на то, что фактура главной темы-аккордовая. Важно выстроить ее по верхнему голосу. Также  полезно знать отдельно аккомпанирующие ноты в теме. Это происходит в «диалоге» солиста и оркестра. Минорный лад придает теме скорбный оттенок, но в процессе развития она приобретает совсем иной облик-радостный, праздничный. После изложения главной партии, в диапазоне фортепианного оркестра начинается «игра соревнование». Некую трудность в дальнейшем фортепианном изложении будут  представлять квартоли. Полезно поучить их к  сильной доле  левой руки. Также важно знать гармоническую основу тем. Особую трудость составляют – противопоставление квинтолей солиста двуольным ответам оркестра. В данном случае, на каждую восьмую оркестра приходится по 2,5 ноты солиста.

Большая роль – тема «фанфарных юбиляций», которая звучит в оркестровых tutti. Данное развитие приводит к звучанию главной темы в С-dur, в которой исчезает оттенок скорби, но сохраняется величавость и стойкость.

В связующей партии тема уходит на второй план, в солирующей же – волны, кипение чувств. В этой партии мы сталкиваемся с технической трудностью. Триоли в первой партии должны исполняться достаточно подвижно и легко. Для того, чтобы этого достигнуть, нужно во первых: учить как затакт к сильной доли; во вторых: полезно данное место  поиграть пунктиром; в-третьих: знать отдельно правую и левую руку в темпе. Завершается экспозиция праздничным маршем – темой «юбиляции»

Эпизод Andanteespressivo (ещё один мажорный вариант главные темы) – лирический центр первой части. Это элегия или лирический гимн. Побочная партия представляет собой цикл вариаций на тему главной, который открывается ее мажорным вариантом. Тема, которая излагается в правой руке, нужно играть очень выразительно. По стилю и по интонации она близка к миниатюрам Ф. Шопена. В данной партии имеются места, где солисты аккомпанируют оркестру. Здесь нужно быть очень чутким концертмейстером. Также солирующий голос должен ясно быть слышен на протяжении всего эпизода. Завершается экспозиция ликующим маршем на материале фанфарной темы, но это приподнятое настроение вскоре уступает место романтической мечтательности.

Разработка. Интересны две представленные темы в соль мажоре и до мажоре. Данное место представляет особую  техническую трудность. Нужно ясно исполнять верхний голос, бас и гармоническую фигурацию в среднем регистре. Главная тема предстает перед нами в виде широкого дыхания.

Полезно учить:

1. Отдельно верхний голос с басом в темпе.

2. Отдельно гармоническую фигурацию.

3. Следует отдельно учить скачки в левой руки (с баса на гармоническую фигурацию).

4. Проучить отдельно затакт к сильной доле.

Во втором проведение темы напряжение нарастает, но энергия ослабевает (diminuendoritardanto). Далее звучит реприза.

В каденции Р. Шуман отвергает традицию показа техники. Он вернулся к И.С. Баху. Связь обнаруживается не только в характеристики музыки, но и в полифонической ткани. Каденция начинается упорной работой мысли, чувства. В каденции появляется главная партия (UnpocoAndante), затем постепенно светлеет, делается хрупкой и прозрачной, словно усталую душу проливается свет и мир.

Концерт для фортепиано с оркестром-одно из лучших произведений в этом жанре, даже несмотря на некую двойственность. Шуман сделал совершенную первую часть и привел к ней еще две. Основное в шумановской музыке-сфера духовности. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем-тема любви. Шуман-композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца.

Ведь недаром говорил  Р.Шуман: «РАЗУМ ОШИБАЕТСЯ, ЧУВСТВО - НИКОГДА».

 

Список литературы:

1. В. Конен «История зарубежной музыки».

2. Д. Житомирский «Роберт Шума. Очерк жизни и творчества».

3. А. Алексеев. «История фортепианного искусства».

 

.  .  .