Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности работы с детьми c ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2022-05-16 22:36:36
Статью разместил(а):
Будянская Лариса Аркадьевна

Особенности работы с детьми c ограниченными возможностями здоровья

Автор: Будянская Л.А. и Гулая Л.В.

ОГБОУ «Пролетарская СОШ № 1»

 

Наша жизнь кардинально меняется, но неизменным остается обязательное обучение детей в школе, независимо от возможностей их здоровья. До недавних пор дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучались в специализированных школах и интернатах. Но начиная с 2012 года в законе «Об образовании в Российской Федерации» указано: «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Так проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов стала особенно актуальной и важной в современном обществе, так как она касается вопросов разработки и подготовки средств, в том числе организационных, психологических, педагогических, кадровых, которые должны способствовать формированию толерантности в социальной среде дошкольного и школьного образовательного пространства.

В настоящее время для таких детей предусмотрено широкое разнообразие организационных форм обучения [1, 183]: 

· специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I–VIII видов;

· специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты I–VIII видов;

· специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей I–VIII видов;

· коррекционные классы VII–VIII видов в общеобразовательных школах;

· обучение на дому;

· инклюзивное образование.

Постоянно возникают и проходят апробацию новые формы обучения, например, дистанционное обучение или обучение на дому малыми группами с частичным пребыванием в условиях школы и др.

В 2015 году я так же столкнулась с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, у меня появился ученик, отнесённый к группе инвалидов. В заключении ЦПМПК № 577 от 03.09.2015 г. записано: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 

Первый год обучения ребёнок посещал школу, то есть использовалось инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

При появлении в моем классе ребенка с ОВЗ, появилась необходимость создания качественно нового подхода к обучению, так как в классах с детьми с ОВЗ нужно стараться использовать больше игровых методов и форм на уроках. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно быть умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий [2].

Работа с новым учеником показала, что необходимо использовать на уроках большое количество красочного дидактического материала (наглядных пособий, презентаций, натуральных объектов), что помогает заинтересовать ребенка. Так ребенок лучше запоминает и на следующее занятие воспроизводит полученную информацию. Например, решение задач представлялось перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяло сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Обучение ребенка проходило в позитивной атмосфере. Девизом моей работы стало изречение: «Не навреди». 

Но начиная со второго класса, ребёнок перестал посещать школу, так как не исчез страх перед обществом, и администрация школы вынесла решение проводить обучение на дому. Таким образом, в моей работе стала использоваться новая форма организации обучения: обучение на дому.

Первое с чего мы начали – с игры, а именно с «интенсивного игрового взаимодействия». Мы заметили, что ученику очень нравятся игры в пожарных. Нашли настольную игру, приобрела пожарную машину. И добились больших результатов, ученик слушает нас больше, чем некоторых родственников. Помимо того стали использовать игры и кубики Никитина, которые способствовали развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Работая со своим учеником, мы пришли к выводу, что для эффективного усвоения учебного материала необходимо: 

1. Повторять операцию. Заметили, что ученику не интересно выполнять какое-то задание впервые, но после ряда повторений он начинает демонстрировать заинтересованность. И теперь многие задания или упражнения мы выполняем по несколько раз, так как результат приходит не сразу.

2. Правильно ставить вопросы. Стараемся строить фразы коротко и понятно, кроме того, постоянно убеждаюсь, что ребенок успел «обработать» мою фразу и понять ее. Ученик отвечает односложно, а если не понимает вопроса, вообще молчит. 

3. Новый материал преподносить небольшими частями. Здесь возникают некоторые трудности, ведь учебное расписание составлено так, что в один день бывает несколько новых тем. Перспектива как можно быстрее обучить ребенка всему необходимому кажется очень заманчивой. Тем не менее, стараемся затормозить себя и рассматривать не больше одной новой темы за раз. Какие-то вещи могут казаться нам очевидными, но надо помнить о том, что многое будет ребенку в новинку, даже если нам это кажется понятным и очевидным. 

4. Использовать компьютер. Многие дети без ума от компьютеров. Я считаю, что нет смысла бороться с этой страстью, вместо этого надо использовать ее. Тем более что есть масса способов извлечь из компьютера пользу. Мы нашли большое количество обучающих игр, которые ребёнку интересны. Благодаря игре «Я учусь читать» ученик в этом году уже зачитал слоги. 

Для достижения результатов в работе мы используем советы и идеи, которые находим в периодической печати, сети Интернет или в других источниках. Некоторые стратегии обучения достигают результата сразу, а некоторые только спустя недели кропотливой работы. Но никогда не теряем присутствия духа, и знаем, что рано или поздно моё терпение и настойчивость обязательно окупятся. Например, сейчас мы учимся рисовать, а занятия с использованием рисования позволят эффективно решить задачи по коррекции эмоциональных и других психологических проблем у ребенка. 

Подводя итог, следует сказать, что для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок – это то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи. Поэтому стараемся постоянно поощрять своего ребенка за малейшие успехи, корректно делать замечания, если что-то он делает неправильно, поддерживаю его, даём советы, развиваем в веры в собственные силы и возможности [2]. 

И закончить статью хочется притчей:

«Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать себя в своей руке.

Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».

 

Список литературы:

1. Воронкова В.В. Организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общей и специальной (коррекционной) системе// Вестник Московского университета МВД России, 2012. – №6. – С 183-186.

2. Павленко Е.А. Актуальные вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Пузанова Ж.В. Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья// Теория и практика общественного развития, 2014. – №18. – С. 19-21.

4. Шкатова Е.А. Современные подходы к определению направленности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 223-225. 

 

.  .  .