Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект комбинированного урока по экономике "Инфляция"

Дата публикации: 2022-01-09 19:41:06
Статью разместил(а):
Чернышева Анна Владимировна

Конспект комбинированного урока по экономике "Инфляция"

Автор: Чернышева Анна Владимировна

МБОУ "Волошинская СОШ"

 

Вид занятия: Лекция, практикум.

Тип занятия: Комбинированный урок.

Время проведения: 90 мин. (2 урока).

Цели занятия:

1. Образовательная – сформировать у учащихся представления о причинах, видах и последствиях инфляции, умения и навыки учебно-познавательного характера.  

2. Воспитательная – развивать кругозор учащихся, продолжить формирование экономической культуры, воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность, стимулировать творческую активность. 

3. Развивающая –развивать умение поиска необходимой информации в различных видах источников, познавательные способности – память, внимание, восприятие, умение логически рассуждать, формулировать и аргументировать собственную позицию, продолжить формирование умения работать в группе, владение основами проектно-исследовательской деятельности.

Обеспечение занятия:

1. Раздаточный материал: карточки с заданием к самостоятельной работе, опорные конспекты.

2. Технические средства: доска, проектор, компьютер.

3. Программные средства: презентация темы. 

 

Ход урока

1. Организационный момент (5 мин).

Учитель приветствует учеников (Здравствуйте ребята! Рада видеть вас на уроке. Присаживайтесь).

Проверяет подготовку учеников к занятию, отмечает отсутствующих, сообщает порядок проведения  урока.  

2. Проверка домашнего задания (15 мин).

Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали тему деньги, знакомились с причинами возникновения денег, рассмотрели виды денег и их основные функции).

Какое домашнее задание вам было предложено выполнить? (Изучить материал параграфа, выучить определения и письменно  ответить на вопрос: Что имел в виду Томас Грэшем, когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения»).

Были ли какие-то затруднения по выполнению домашнего задания?

Если вопросов и затруднений не было, приступаем к проверке домашнего задания.

Индивидуальные задания на карточках предлагается выполнить 5-ти ученикам, чтобы закрепить знания с предыдущего урока.

Выдается карточка с тестами по теме: «Деньги, их функции»  для самостоятельной работы. (Приложение1)

За 10 минут учащийся должен выбрать правильные ответы на вопросы теста. 

Параллельно 2 ученика выполняют другое индивидуальное занятие.Нужно выйти к доске и представить виды денег.

Пока ребята готовятся, вспомним определения.(От 1-го до 4-х человек.)

Дайте определение денег. (Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. )

Что такое активы?

Активы — это ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (данная трактовка содержится в принципах МСФО. 

Определение ликвидности.

Ликвидность – способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

Определение эмиссии денег.

Эмиссия денег — выпуск в обращение наличных или безналичных денег.

Проверяем задание на доске, оцениваем с учениками все ли правильно, если необходимо дополняем и совместно оцениваем.

Собираем карточки с индивидуальными заданиями. Учитель сообщает, что работы будут проверены к следующему уроку.

3. Сообщение нового материала (30 минут).

Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Переходим к письменному вопросу. Дома вам было предложено подумать, что имел в виду Томас Грэшем, когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения». Кто хочет выступить?

Выслушиваем ответы 2-3-х учеников, обсуждаем, кто из них прав.

Хорошие деньги – имеют собственную ценность - люди копят в виде сокровищ - трудно изготавливать для использования в обращении.

Плохие деньги – не имеют собственной стоимости - легче изготовить для использования – люди могут использовать ежедневно для своих нужд.

Для лучшего понимания и закрепления совместно с учениками составляем схему: Золото, серебро, медь – порча монет (Медный бунт.) – бумажные деньги.

Сравним денежные знаки. Рассмотрим изображения денежных знаков - золотые и серебряные монеты, бумажные деньги времен Екатерины II, советские деньги, современные деньги. 

Подумайте – какие из них хорошие, а какие плохие. Приходим к выводу, что современные деньги – символические. 

Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)

Вот у нас много различных товаров, обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P). Все деньги в стране – денежная масса (M).

Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, то есть (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. 

Записываем (Q*P)

Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):

объем продающихся товаров (Q); - цены на это товары (P); - денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. 

Записываем Q*P; и ставим знак равно.

В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – появляется 3-й фактор – скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:

M*V=Q*P

Откройте тетради, поставьте число и оставьте свободное место для записи темы, запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.

Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.

Попробуйте сформулировать сами. (Спрашиваем студентов).

Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения – что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P.

Мы знаем, что Q - объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза – нет, значит должна увеличиться цена на товары. Т.О.

Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране – инфляция. Давайте запишем это определение. Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.  

А что вы хотите знать об этом процессе?

Тогда я предлагаю построить изучение темы по следующему плану:

1. Причины инфляции

2. Типы инфляции.

3. Презентация.

4. Проверка полученных знаний.(25 мин).

Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.) Вспомним Германию после первой мировой войны, там цены выросли в триллион раз, а денежная масса составила 496 квинтиллионов марок.

Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.

Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. 

Из-за чего возникает инфляция?(Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. 

После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция затрат.

Объясняем каждый вид инфляции. Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».

Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.

Предлагаем каждой группе поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов.

5. Закрепления новых знаний (10 мин).

Так какую же тему мы рассматривали сегодня на уроке, давайте запишем ее в тетрадь.

Дайте определение - что такое инфляция?

Назовите причины возникновения инфляции.

Назовите виды инфляции.

Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

Что такое скорость обращения денег?

Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели?

Что нового об инфляции вы сегодня узнали?

Оценивается работа учеников на уроке, и выставляются отметки в журнал.

6. Домашнее задание (5 мин).

Найти ответ на вопрос :Какое влияние оказывает инфляция на экономику в целом и как государство борется с инфляцией?( найти и записать в тетрадь).

 

Приложение № 1.

Тест по теме: «Деньги, их функции».

I вариант.

А1. При получении работником зарплаты деньги выступают как …

А) мера стоимости

Б) средство накопления

В) средство платежа

Г) средство обращения

А2. Сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг это …

А) цена

Б) стоимость

В) зарплата

Г) процент

А3. Когда приходится решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар, то деньги выступают в функции …

А) мера стоимости

Б) средство накопления

В) средство платежа

Г) средство обращения

А4. Деньги, как средство обращения пришли на смену …

А) сбережениям

Б) прибыли

В) доходы

Г) бартер

А5. Верны ли следующие суждения о деньгах?

А. Деньги выступают как средство платежа при продаже товаров в кредит.

Б. Деньги выполняют функцию меры стоимости товаров и услуг.

А) верно А     Б) верно Б      В) верны оба    Г)  оба неверны 

В1. Дайте определение понятиям:

А) ассигнации

Б) банк

В) монеты

Г) чек

С1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слово «монета» происходит от имени богини ... (А) Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в … (Б). Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого изготовлена монета.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце … (В) . Затем во времена ордынского ига имели хождение ….(Г), чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты назывались … (Д), откуда и произошёл сам термин «деньги».

Слово «рубль», по одной из версий, возникло в Новгороде в … (Е) веке и стало названием новгородской … (Ж) (слитка серебра). 

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введённую в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 часть рубля. Название связывают с изображением … (З).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только ОДИН раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. Всадник с копьём

2. X век 7. тенге

3. XI век 8. денга

4. XII век 9. гривна

5. Древний Египет

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Тест по теме: «Деньги, их функции».

II вариант.

А1. Работник каждый месяц откладывает деньги в банк, чтобы летом поехать в отпуск. В данном случае проявляется функция денег как …

А) мера стоимости

Б) средство накопления

В) средство платежа

Г) средство обращения

А2. Верны ли следующие суждения о деньгах?

А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги.

Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.

А) верно А     Б) верно Б      В) верны оба    Г)  оба неверны 

А3. Когда необходимо передать деньги из рук в руки, то выполняется функция денег как…

А) мировые деньги

Б) средство накопления

В) средство платежа

Г) средство обращения

А4. Нечто равноценное и соответствующее в определённом отношении другому товару это…

А) эквивалент

Б) деньги

В) прибыль

Г) товар

А5. Особый товар, являющийся в современной экономике эквивалентом товарам и услугам это…

А) зарплата

Б) доходы

В) деньги

Г) драгоценные металлы

В1. Дайте определение понятиям:

А) конвертируемость

Б) банкнота

В) валюта

Г) банковская карточка

С1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

Слово «монета» происходит от имени богини ... (А) Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в … (Б). Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого изготовлена монета.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце … (В) . Затем во времена ордынского ига имели хождение … (Г), чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты назывались … (Д), откуда и произошёл сам термин «деньги».

Слово «рубль», по одной из версий, возникло в Новгороде в … (Е) веке и стало названием новгородской … (Ж) (слитка серебра). 

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введённую в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 часть рубля. Название связывают с изображением … (З).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только ОДИН раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. всадник с копьём

2. X век 7. тенге

3. XI век 8. денга

4. XII век 9. гривна

5. Древний Египет

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Ключ к тесту по теме: «Деньги, их функции»

I вариант II вариант

А1 – В А1. – Б

А2 – А А2 – В

А3. – А А3. – Г

А4. – Г А4. – А

А5. – В А5. – В

Система оценивания: Все ответы части А, В и С оцениваются в один балл. 

17-15 баллов – «5»

14-12 баллов – «4»

11-9 баллов – «3»

менее 9 – «2»

 

Приложение № 2.

Перед вами определения видов инфляции и выдержки из различных источников, определите, о каком виде инфляции идет речь в каждом из них.

Гиперинфляция – разновидность инфляции, характеризующаяся чрезвычайно быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесцениванию денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорций развития промышленности, усиливает спекуляцию.

Ползучая инфляция – цены растут менее чем на 10 % в год, покупательная способность денег практически сохраняется.

Галопирующая инфляция – рост цен происходит скачкообразно и стремительно – 20-200% в год.

1. Ремарк Э.М. Черный обелиск. М.: ООО Издательство АСТ. 2003

А что произошло еще? – осведомляется он. 

- Ничего. Клиентов не было. Но я вынужден настоятельно просить о повышении моего оклада. 

- Опять? Ведь тебе только вчера повысили! 

- Не вчера. Сегодня утром в девять часов. Какие-то несчастные восемь тысяч марок! И все-таки в девять утра это было еще кое-что. А потом объявили новый курс доллара, и я теперь уже не могу на них купить даже галстук, только бутылку дешевого вина. А мне необходим именно галстук. 

- Сколько же стоит доллар сейчас? 

- Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок! А утром всего тридцать тысяч! 

Георг Кроль рассматривает свою сигару. 

- Уже тридцать шесть тысяч! Дело идет быстрее кошачьего романа! Чем все это кончится? 

- Всеобщим банкротством, господин фельдмаршал, – отвечаю я. – А пока надо жить. Ты денег принес? 

- Только маленький чемоданчик с запасом на сегодня и завтра. Тысячные и стотысячные билеты и даже несколько пачек с милыми старыми сотенными. Около двух с половиной кило бумажных денег. Инфляция растет такими темпами, что государственный банк не успевает печатать денежные знаки. Новые банкноты в сто тысяч выпущены всего две недели назад, а теперь скоро выпустят бумажки в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?

2. Темпы инфляции в Зимбабве достигли невиданных 100 тыс. процентов в год, сообщило накануне Центральное статистическое управление этой страны. Согласно данным управления, по состоянию на январь 2008 года инфляция в годовом исчислении составила 100 тыс. 580 процентов. Инфляция в Зимбабве растет астрономическими темпами, еще на декабрь 2007 года ее показатель равнялся 66 тыс. 212 процентов. Однако 100 тыс. процентов — всего лишь средний уровень, цены на продовольствие и безалкогольные напитки за год выросли на 105,4 тыс. процентов. Профсоюзы считают, что власти занижают истинные показатели, которые на самом деле превышают 150 тыс. процентов.  

3. Инфляция в России за неделю с 22 по 28 декабря 2009 года была нулевой, с начала месяца составила 0,4%, с начала года – 8,8%. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

4. Как сообщалось, в апреле 2008 года потребительские цены в Украине повысились на 3,1%.В январе-апреле инфляция составила 13,1%. По сравнению с апрелем 2007 года в апреле 2008 инфляция выросла на 30,2%.По росту цен Украина обогнала Россию в два раза. 

 

Литература: 

1. Липсиц И.В. Экономика (книга 1) – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997.

2. Шехин В. Последствия инфляционной экономической политики // Вопросы экономики. 1991. №1. С. 17-27.  

3. Экономка / под ред. А.С.Булатова – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристь, 1999. – 894 с. 

4. Экономическая энциклопедия / Науч.- ред. совет изд-ва «Экономика» :Ин-т Экон. РАН; Гл. Ред. Л.И. Абалкин – М.: ОАО «Издательство «Экономика» , 1999. – 1055с 

5. В. Кизимов, Г. Сапов. Инфляция и ее последствия / под ред. Е. Михайловского. – М.: 100 «Центр «Панорама», 2006. 

 

.  .  .