Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка проблемно-диалогического урока «Институт семьи и брака»

Дата публикации: 2017-10-09 21:56:03
Статью разместил(а):
Воробьева Людмила Анатольевна

Разработка проблемно-диалогического урока «Институт семьи и брака»

Автор: Воробьева Людмила Анатольевна 

(МБОУ «Гимназия № 1» г. Чебоксары) 

 

Используемый учебник: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2016.

Тема: «Институт семьи и брака».

Тема изучается на одном уроке. Урок сопровождается демонстрацией презентации.

 

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации (5-6 минут).

Учитель. Мы продолжаем изучать взаимодействие людей в группах и общностях, а также взаимодействие этих групп между собой - все это составляет социальную сферу жизнедеятельности и изучается наукой социологией.

Записывается тема урока «Институт семьи и брака».

Учитель. По названию видно, что семью и брак считают социальными институтами. Как вы можете это подтвердить?

Для актуализации знаний обучающихся им предлагаются распечатанный фрагмент текста из работы Э. Гидденса (см. Приложение).

Вопрос. Какие автор определяет понятия семьи и брака? Какие признаки семьи он выделяет?

Ожидаемый ответ. Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Брак - получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Автор называет два признака семьи:

1)         это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями;

2)         взрослые члены семьи принимают на себя обязательства по уходу за детьми

Учитель. То есть семья – один из важнейших социальных институтов. Вспомним, что означает это понятие?

Ожидаемый ответ. Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, регулируемой нормами, традициями и обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей человека.

Вопрос. Какие еще институты вам известны? Приведите примеры.

Ожидаемые ответы. Известны политические институты (например, государство), экономические институты (например, производство), институты науки, образования и культуры и т.п.

Вопрос. К каким институтам относят все вышеперечисленные и, в том числе, институты брака и семьи?

Ожидаемый ответ. Это базовые социальные институты.

Вопрос. Как вы думаете, почему?

Ожидаемый ответ. Базовые институты способствуют удовлетворению важнейших потребностей общества.

Вопрос. Какие фундаментальные потребности человека удовлетворяет семья?

Ожидаемые ответ. Семья удовлетворяет потребности в воспроизводстве и первичной социализации населения.

2. Формулирование проблемы (4-5 минуты).

Учитель. Обратимся снова к тексту Э. Гидденса. Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.

Ожидаемые ответы:

-        возросло многообразие форм семьи

-        люди женятся менее охотно

-        люди вступают в брак в более позднем возрасте

-        существенно возрос уровень разводов

-        увеличилось число неполных семей.

Вопрос: В наше время часто говорят так: «В старину, когда выходили замуж – плакали, но разводов было мало, сегодня на свадьбе радуются, а количество разводов растет». Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит выяснить?

Обучающиеся выявляют противоречие – проговаривают и осознают его, формулируют проблему.

Поставленная проблема. В современных условиях легче и проще заключают брак и создают семью, но почему они недолговечны?

3. Версии решения проблемы (3-4 минуты).

Вопрос: Какие у вас есть версии решения проблемы?

Обучающиеся предлагают версии, принимаются и абсурдные.

4. Актуализация имеющихся знаний (5-6 минут).

Вопрос. Что мы уже знаем по этой проблеме?

Обучающиеся вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.

Ожидаемые ответы. Обучающиеся могут вспомнить из курсов истории и права, как заключались браки в старину, что обеспечивало их прочность, из курса обществознания в основной школе - какие важнейшие функции выполняет семья.

Учитель может напомнить о святости брака, которую ему придавали религия и церковь, о вере в нерушимость священных уз. Показать на примере жен декабристов верность своему долгу. Задать вопрос о том, какие ценности, существующие в семьях родителей, ученики могли бы принять и, а от каких отказаться?

Ученики могут вспомнить известные им из СМИ факты, что все более популярными становятся так называемые гражданские браки. В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия.

5. Планирование деятельности (3-4 минуты).

Обучающиеся определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

Ожидаемые ответы. Использовать учебник, интернет-ресурсы, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

6. Поиск решения проблемы (10-15 минут).

Обучающиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ожидаемые ответы. Воспитание у молодого поколения уважения к традиционным семейным ценностям. Государственная поддержка семьи.

7. Применение нового знания (4-5 минут).

Учитель. Вопрос. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Учитель дает домашнее задание. Обучающиеся, используя свои новые знания, должны написать мини-сочинение на одну из предложенных тем:

 «Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьёв и пчёл». (Г.К. Честертон)

«Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». (Ф. Саган)

«В том, каков человек в семейной жизни, проявляется его подлинное моральное лицо». (В.А. Сухомлинский).

8. Рефлексия и оценка деятельности (2-3 минуты).

Учитель. Попробуйте оценить свою деятельность на уроке, закончив предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял…

Мне было трудно…

На следующем уроке я хочу…

Приложение

Фрагмент текста Э. Гидденса

Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. Всё больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания - сожительство.

Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Всё больше связи зависят от сотрудничества и общения между их участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на любви, но и в дружбе и общении с родственниками и детьми. Изменения в семейной жизни часто сталкиваются с призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром.

Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи и брака. Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственных групп. Практически во всех обществах можно выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей. В обществах, предшествующих индустриальному, распространенной была расширенная семья.

(Э. Гидденс)

1. Из курса обществознания вы знаете, что семья рассматривается как малая группа и как социальный институт. Назовите два признака семьи как малой группы, которые выделил автор. Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые три функции семьи как социального института.

2. Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи, упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.

3. Как автор определяет брак? Опираясь на знание курса обществознания и личный социальный опыт, назовите три категории лиц, которые могут стать родственниками в результате брачного союза двух людей.

4. Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.[1]



[1] Центр управления финансами: ЕГЭ 2017. Обществознание. Право [Электронный ресурс] // URL: http://center-yf.ru/ege/Obshestvoznanie/Pravo.php (дата обращения 29 августа 2017 г.)

.  .  .