Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок химии для 11 класса «Гидролиз солей»

Дата публикации: 2021-07-28 15:16:14
Статью разместил(а):
Шептунова Елена Викторовна

Урок химии для 11 класса «Гидролиз солей»

Автор: Шептунова Елена Викторовна

МБОУ «СОШ №10», г. Зима Иркутской области

 

Цель: сформировать у учащихся понятие "гидролиз солей".

Задачи:

Образовательные: научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии; научить учащихся пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока; углубить их знание свойств солей, понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.

Воспитательные: воспитывать уважение к одноклассникам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

-  совершенствовать умение проводить химический эксперимент;

- формировать умение устанавливать связь между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире;

- совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций;

-отрабатывать навык безопасного обращения с веществами.

- совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- учиться самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- учиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

-  формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формировать осознанное, уважительное отношение к людям. 

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Технология: проблемное обучение.

Оборудование: учебник О. С. Габриелян, 11 класс, таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия. Образцы сульфата алюминия, нитрата меди (II), карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия, мыло, крахмал, синтетическое моющее средство. ТСО (оборудование)

Этапы урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учителя, настрой на работу.

Приветствие учащихся.

Стадия вызова. Постановка проблемы.

 

Основная часть. Совместное открытие знаний.


Разрешение проблемы (решение задачи)

 

Контроль.

 

Рефлексия.

 

Домашнее задание.

Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах и на экране.

При сливании раствора, содержащего 5 моль хлорида железа (Ш), с избытком раствора кальцинированной соды выделился газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка.

Учитель просит учащихся проверить по таблице растворимости соль карбонат железа (III).

Может быть, условия задачи ошибочные? Проверим это опытным путем.  Учитель напоминает при этом правила техники безопасности.

Что наблюдаем?

Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот мы при составлении уравнения реакции чем – то пренебрегли. Чем же?

 

Этот момент мы и не учли, поэтому у нас не получается решение задачи.

 

Что мы с вами сегодня должны рассмотреть на уроке?

Правильно, а в конце урока попробуем вернуться к решению нашей задачи.

Записываем тему нашего урока: «Гидролиз солей».

Что же называется гидролизом?

«Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой». Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистом виде происходит процесс

НОН              Н+  + ОН-

И существует равенство концентрации [H+] = [OH-] = 10-7 моль/л, рН = 7

Измениться ли значение водородного показателя среды, если в воде растворить соль? Проверим это опытным путем. Поместим в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавим несколько капель метилового оранжевого. Учитель напоминает от ТБ.

Что наблюдаем?

Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и также добавим несколько капель метилового оранжевого.

Что наблюдаем?

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений?

Убедимся в этом, используя данные таблицы растворимости. Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основание и какой кислотой может быть образована эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются эти основания и кислота?

Рассмотрим, что происходит при взаимодействии соли с водой. Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионное.

FeCl3 + HOH ⇄ FeOHCl2 + HCl

Fe3++ 3Cl-+ HOH FeOH2++ 2Cl-+ H++ Cl-

Fe3++ HOH FeOH2++ H+

рН<7, [H+] > [OH-]

Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Теперь проведем эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим одну – две капли раствора фенолфталеина. Соблюдаем правила ТБ. Что наблюдаете?

Для сравнения в другую пробирку поместим раствор гидроксида натрия и также добавим одну – две капли фенолфталеина. Соблюдаем ТБ. Что наблюдаете?

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений?

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли.

Какой силы эти электролиты?

Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске.

Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Теперь проведем эксперимент с раствором хлорида натрия. Поместим в две пробирки раствор данной соли и добавим в первую одну – две капли раствора фенолфталеина. Соблюдаем ТБ.

Что наблюдаете?

Во вторую пробирку с раствором соли добавим несколько капель метилового оранжевого. Соблюдаете ТБ.

Что наблюдаете?

Для сравнения в две пробирки поместим дистиллированную воду и так же добавим в одну фенолфталеин, в другую – метиловый оранжевый. Что наблюдаем?

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений?

Используя таблицу растворимости, проанализируйте состав соли.

Какой силы эти электролиты?

Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске.

Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, поставьте перед ними карточку.

Каким еще может быть случай образования солей?

Обратимся з помощью к учебнику на странице ...

Очевидно, такому же необратимому гидролиза подвергается соль карбона железа (III).

Fe2(CO3)3 + 3HOH      2Fe(OH)3 + 3CO2↑

Вернемся к задаче, при решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?

Вот мы и решили эту задачу, определили газ, нашли массу осадку.

Я думаю, что у вас возник вопрос. Как часто нужно учитывать процесс гидролиза? Давайте прослушаем сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека.

Тест: «Какие утверждения верны». Представлены на слайде.

1. В чистой воде рН = 7?

2. Раствор соляной кислоты – слабый электролит?

3. Соль Na2CO3, образована сильным основанием и слабой кислотой?

4. Соль AlCl3, образована слабым основанием и сильной кислотой?

5.     Водный раствор NaCl  - имеет рН < 7?

6.     Раствор соли Na2SiO3, при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет?

Необходимо ответить на ряд вопросов:

- Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о гидролизе …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

П. 18, У. 7 (письменно)

По желанию учащимся предлагаются две познавательные карточки.

Карточка № 1.

Объясните почему раствор кальцинированной соды нельзя кипятить в алюминиевой посуде?  Ответ должен содержать уравнение соответствующих реакций.

Карточка № 2.

Напишите уравнение гидролиза солей, входящих в состав

минеральной воды (любой). 

Ученик решает задачу у доски, остальные учащиеся решают в своих тетрадь.

2FeCl3 + 3Na2CO3 = 6NaCl + Fe2(CO3)3

Ученик обращают внимание на то, что среди продуктов нет газа.

Ученики, проверив соль по таблице растворимости, устанавливают, что на месте этой соли стоит прочерк.

Ученики по парам выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия.

Выделение бесцветного газа и выпадает осадок коричневого цвета.

Если учащиеся затрудняются ответить, учитель помогает учащимся.

Взаимодействие солей с водой при получении раствора.

Как разные соли взаимодействуют с водой.

Учащиеся в тетрадях записывают тему урока.

Учащиеся, отвечают, что «Гидро» - вода, значит учащиеся делают вывод, что гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Учащиеся записывают определение.

Учащиеся выполняют химический эксперимент.

Окраска раствора становится красной.

Учащиеся выполняют химический эксперимент.

Окраска раствора становится ярко – розовой.

Раствор соли хлорида железа (III) так же, как и раствор кислоты, имеет рН<7, среда кислая.

Соль FeCl3 образована слабым основание Fe(OH)3 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl.

Учащиеся делают вывод: что сильнее, то и определяет среду, - и записывают определение.

«Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода».

Ученики ставят таблички рН<7, перед солями сульфат алюминия, нитрат меди (II), хлорид алюминия и составляют гидролиз солей одной из этих солей.

Раствор окрасился в малиновый цвет.

Так же окрасился в малиновый цвет.

Раствор карбоната натрия так же, как и раствор гидроксида натрия, имеет рН>7, среда щелочная.

Соль Na2CO3 образованна угольной кислоты H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH.

Угольная кислота – слабая, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь.

Na2CO3 + HOH NaHCO3 + NaOH

2Na+ + CO32- + HOH Na+ + HCO3- + Na+ + OH-

CO32- + HOH HCO3- + OH-

pH > 7, [H+] < [OH-]

Что сильнее, то и определяет среду. Записывают определение.

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.

Учащиеся ставят табличку pH > 7 перед солями силикат натрия и карбонат натрия и составляют уравнение реакции гидролиза силиката натрия.

Окраска раствора не изменилась.

Окраска раствора не изменилась.

Присутствие фенолфталеина не изменило цвет раствора, он остается бесцветным, в присутствии метилового оранжевого раствор приобрел оранжевый цвет.

Раствор хлорида натрия так же, как и дистиллированная вода, имеет рН = 7, среда нейтральная.

Соль NaCl образована соляной кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH.

Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия - сильной растворимое основание, щелочь.

NaCl + HOH NaOH + HCl

Na+ + Cl- + HOH Na+ + OH- + H- + Cl-

HOH OH- + H+

рН = 7, [H+]  = [OH-]

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны, - записывают определение.

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеют нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид – ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.

Ученики ставят табличку рН = 7 перед солями сульфат натрия и нитрат калия, составляют уравнения гидролиза одной из этих солей.

Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой.

Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.

Учащиеся делают вывод: соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергают необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.

В левую часть добавить вещество Н2О, в правой части соль карбоната железа (Ш) заменить на осадок гидроксида железа (III) и углекислый газ. Соль хлорида натрия образована сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не подвергаются в уравнении реакции остается без изменений.

Ученик решает задачу у доски, учащиеся у себя в тетрадях.

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3Н2О = 6NaCl + 2Fe(OH)3 + 3CO2

n(Fe(OH)3) = n(FeCl3) = 5 моль

m(Fe(OH)3) = M* n = 107*5 = 535 г.

Выступление учащегося с сопровождение опытов.

Учащиеся отвечают на вопросы, «да», «нет».

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание.  Получают познавательные карточки.

.  .  .