Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов

Дата публикации: 2021-06-28 17:01:04
Статью разместил(а):
Гридасова Анна Вячеславовна

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов

Автор: Гридасова Анна Вячеславовна

МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ 7»

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ  №7»  создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (стандартов второго поколения) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и национально-региональных особенностей, типа и вида образовательного учреждения, средств обучения.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию)

- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной,- М.: «Просвещение», 2011, 2014г.;

- Методического письма «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2018/2019 учебном году»

- Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2020/2021 учебном году

- Методических писем об использовании результатов ГИА.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Реализуется рабочая программа на основе УМК Коровиной В.Я.

 Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результата освоения учебного предмета "литература":

Личностные результаты освоения ООП ООО:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,  нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).  Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;  интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП ООО:

Регулятивные:

· Р1 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи  в учёбе и познавательной деятельноти, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· Р2 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· Р3 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· Р4 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· Р5 владение оновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

· П1 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные саязи, строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы;

· П2 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· П3 смысловое чтение (овладение стратегиями чтения)

· П4 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

· П5 развитие мотиваций к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми ситемами.

Коммуникативные:

· К1 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; работа индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· К2 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· К3 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 

Предметные результаты освоения ООП ООО:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные редметныеумения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

• определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

• владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – насвоем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне). При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

Содержание учебного предмета "литература", 5 класс.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трёх списков: А, В и С, равноправных по статусу.

А

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Н.А. Некрасов.  Стихотворение  «Крестьянские дети»

В

Древнерусская литература:

«Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Литература 18 века:

М.В. Ломоносов   «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Литература 19 века:

И.А. Крылов. «Волк на псарне»., . «Ворона и Лисица»,  «Свинья под Дубом».

В.А. Жуковский «Кубок»., «Спящая царевна»

А.С. Пушкин.  Стихотворение «Няне», «У лукоморья дуб зелёный….»,  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством».

Н.А. Некрасов  «На Волге»., . «Есть женщины в русских селеньях…»

И.С. Тургенев. «Муму»

А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Весенний дождь»

Л.Н. Толстой  повесть «Кавказский пленник»

А.П. Чехов рассказ «Хирургия»

Ф.И.Тютчев

«Зима недаром злится…», «Весенние воды…»

Литература 20 века.

С.А. Есенин  «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»

А. П. Платонов «Никита».

Зарубежная литература

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

С

Малые жанры фольклора

Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Литературная сказка 19 века:

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

В.М. Гаршин «Attaleo Princeps».

Поэзия 2-ой половины 19 века:

А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне..», И.З. Суриков «Зима», А.Н. Майков «Ласточки»

Проза конца19 начала 20 веков:

И.А. Бунин. «Косцы», «Подснежник»

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

Поэзия конца 19 начала 20 веков:

И.А. Бунин «Помню- долгий зимний вечер», Дон-Аминадо «Города и годы». 

Литературная сказка 20 века:

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок».

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях:

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

Проза о детях:

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Поэты о Великой Отечественной войне:

А.Т. Твардовский. Рассказ «Танкисты»

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»

Зарубежный фольклор: легенды, баллады, саги, песни:

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

Зарубежная литературная сказка:

Жорж Санд «О чём говорят цветы».

Зарубежная проза о детях и подростках:

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

 

Содержание учебного предмета "литература", 6 класс

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трёх списков: А, В и С, равноправных по статусу.

список А

список В

список С

 А.С. Пушкин. «Дубровский», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Утёс»

Ф.И. Тютчев.  «Весенняя гроза»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 

Древнерусская литература  «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

Литература 19 века:

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей»., «Листы и корни», «Ларчик».

А.С. Пушкин.  Стихотворение «И.И. Пущину», «Узник.», «Повести Белкина» (2-3 по выбору)

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Листок»

Н.А. Некрасов  «Железная дорога»., «Дедушка».

И.С. Тургенев. «Бежин луг»

А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь….»

А.П. Чехов рассказ «Толстый и тонкий»

Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся…», «Листья…»

Н.С. Лесков. Сказ «Левша»

Литература 20 века:

А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

С.А. Есенин  «Мелколесье … Степь и дали», «Пороша»

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

В.М. Шукшин «Критики»

Зарубежная литература:

Гомер. «Илиада», «Одиссея»

М. де Сервантес «Дон Кихот» 

Русский фольклор

Песня. Календарно-обрядовые песни.

Пословицы и поговорки.

Поэзия 2-ой половины 19 века:

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Чудный град порой сольётся…».

Проза конца19 начала 20 веков:

А.И. Куприн «Чудесный доктор».

А.С. Грин «Алые паруса».

Поэзия второй половины 20 века:

Д.С. Самойлов «Сороковые».

Н. Рубцов «Звезда полей».

Проза о детях:

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

В.Г. Распутин «Уроки французского».

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Поэты о Великой Отечественной войне:

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

Литература народов России:

Г. Тукай «Книга»,  «Родная деревня»

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда»,  «Каким бы малым не был мой народ…».

Зарубежный фольклор: легенды, баллады, саги, песни.

Мифы Древней Греции. Легенда об Арионе.

Зарубежная новеллистика:

П. Мериме «Маттео Фальконе».

Шиллер «Перчатка».

 

Содержание учебного предмета "литература", 7 класс.

список А

список В

список С

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Н.А. Некрасов    «Вчерашний день часу в шестом», «Несжатая полоса».

Древнерусская литература: «Поучение» Владимира Мономах», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Г.Р. Державин.

«Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

А.С. Пушкин. «Полтава»,  «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель».

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

И.С. Тургенев. «Бирюк», «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

Л.Н. Толстой. «Детство».

А.П. Чехов. «Хамелеон».

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…»

М.М. Зощенко. «Беда».

Дж. Г. Байрон.  «Душа моя мрачна…». 

Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко»

Предания: «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Поэзия конца 19 начала 20 веков:

И.А. Бунин. «Родина».

Проза конца19 начала 20 веков: 

И.А. Бунин. «Лапти»  «Цифры».

М. Горький. «Детство» (главы), «Старуха Изергиль».

Л.Н. Андреев. «Кусака».

Поэзия 20-50 годов 20 века:

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».

Проза о детях:

Е.И. Носов. «Кукла» «Живое пламя».

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

Поэзия второй половины 20 века:

А.Н. Вертинский. «Доченьки».

И. Гофф. «Русское поле».

Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…».

Литература народов России:

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»)  «О моей родине».

Поэты о Великой Отечественной войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.

 

Содержание учебного предмета "литература", 8 класс:

список А

список В

список С

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «К***»(«Я помню чудное мгновение»).

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять», «Silentium!».

А.А. Фет. «Шёпот, робкое дыхание», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…».

Н.В. Гоголь «Ревизор».

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Древнерусская литература «Житие Александра Невского» (фрагменты).

И.А. Кралов «Обоз».

А.С. Пушкин. «История Пугачёва», «Туча»,  «19 октября», «Цветы последние милей»

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри», «Осень».

Н.В. Гоголь. «Шинель».

И.С. Тургенев. «Певцы».

М.Е. Салтыков-Щедрин.  «История одного города».

Н.С. Лесков «Старый гений». 

Л.Н. Толстой. «После бала».

А.П. Чехов. «О любви»

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

А.А. Фет «Первый ландыш».

А.А. Блок «Россия», «На поле Куликовом».

С.А. Есенин. «Пугачев».

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

М.М. Зощенко «История болезни».

У. Шекспир «Её глаза на звёзды не похожи», «Увы, мой стих не блещет новизной». 

Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» 

Предания: «Покорение Сибири Ермаком», Русские народные песни, «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнен».

Поэты пушкинской эпохи:

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака».

Поэзия  второй половины 19 века:

А.Н. Майков «Поле зыблется цветами»

И.А. Бунин. «Родина».

Проза конца19 начала 20 веков: 

И.А. Бунин. «Кавказ».

А.И. Куприн «Куст сирени».

И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

М.А. Осоргин «Пенсне».

Тэффи «Жизнь и воротник».

Поэзия 20-50 годов 20 века:

Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок».

Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков».

Н. Рубцов «По вечерам» «Встреча».

Поэзия второй половины 20 века:

Б.Ш. Окуджава. «Песенка о пехоте».

Поэты о Великой Отечественной войне:

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».

А. Фатьянов «Соловьи».

Л. Ошанин «Дороги».

Проза о Великой Отечественной войне:

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

 

Содержание программного материала для 9 класса:

список А

список В

список С

 «Слово о полку Игореве»

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «К Чаадаеву», «Пророк», «Во глубине сибирских руд», «Я вас любил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Выхожу один я на дорогу», «Парус».

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Г. Р. Державин. «Властителям и Судиям», «Памятник». 

А.С. Пушкин «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…», «К морю», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Моцарт и Сальери».

М.Ю. Лермонтов. «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,  «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значенье…», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Дума», «Родина», «И скучно и грустно».

А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника».

А.А. Блок. «Ветер принёс издалека», «О, весна, без конца и без края», «О, я хочу безумно жить».

В.В. Маяковский «А вы могли бы», «Послушайте», «Люблю».

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая»(«Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»).

М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

Н.С. Гумилёв «Капитаны», «Слово».

О.Э. Мандельштам. «Звук осторожный глухой», «Равноденствие»

С.А. Есенин

«Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Письмо женщина».

М.А.Булгаков «Собачье сердце».

А.Т. Твардовский. «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем».

А. Солженицын «Матрёнин двор».

И-В. Гёте «Фауст».

Дж. Г. Байрон.  «Корсар».

Поэзия пушкинской эпохи: 

К.Н. Батюшков, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, А.А. Дельвиг,  Н.М. Языков, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский.

Проза конца 19 начала 20 веков:

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи».

Поэзия 20-50 годов 20 века: 

Б.Л. Пастернак. «Весна в лесу», «Перемена».

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание».

Проза о Великой Отечественной войне:

М. Шолохов «Судьба человека».

У. Шекспир  «Гамлет».

.  .  .