Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Театральная педагогика как ключ к повышению результативности учащихся на уроках иностранного языка

Дата публикации: 2021-06-04 19:54:55
Статью разместил(а):
Додина Мария Валерьевна

Театральная педагогика как ключ к повышению результативности учащихся на уроках иностранного языка

Автор: Додина Мария Валерьевна

МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №33 Дзержинского района Волгограда»

 

Школьное образование сегодня – это нечто гораздо большее, чем урочная система с приобретением теоретических знаний. Современный мир открыл человеку новые возможности, снабдив его огромным количеством доступной информации в различных формах и видах. Именно поэтому, по замечанию американских педагогов «одна из целей современного образования – это научить ребенка делать что-то новое, а не только воспроизводить уже известные правила» (1). Такой подход помогает ребенку постигать окружающую действительность, познавать себя внутри нее: в нем происходит развитие физическое, моральное, эстетическое, социальное. Так, обучая и воспитывая человека сегодня, педагог стремится к образовательной ситуации, при которой все элементы ее содержания направлены на «становление человека, обретение им себя, своего образа; неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала» (2, с.12).

Неудивительно, что приемы театральной педагогики становятся важным инструментом для создания личности в рамках реализации ФГОС. Погружение, проживание, инициирование себя в этой системе помогает ребенку справится со своими страхами, неудачами, увидеть и понять свое место, значимость, и, что немаловажно «полюбить учиться». В этом типе взаимоотношений учителя и ученика «основной целью всегда будет формирование образа мира и «образа Я» в этом мире» (3, с.3), а значит ребенок более вероятно будет успешным, развитым, человечным.

Театр преображает жизнь и человека, который хотя бы частично, но погружен в эту атмосферу. Именно поэтому, идя по стопам гуманитарной педагогики и учитывая современные тенденции в образовании, учителю в той или иной степени необходимо сопряжение с принципами театральной педагогики, среди которых:

1) принцип продуктивного действия;

2) принцип игровой импровизации;

3) принцип первичности невербальных средств;

4) принцип смены ролевых позиций ученика и учителя и др.

Как нам видится, перечисленные выше принципы являются основополагающими в начальной школе при изучении иностранного (английского) языка, являясь базой для дальнейшего успешного обучения в рамках данного предмета. Так, при изучении английского языка во 2 классе урочная деятельность обязательно перемежается с неурочной, что способствует легкому усвоению знаний, формированию общеучебных умений и навыков, а опора на общечеловеческий способ познания мира помогает социализации детей, формированию социально-адаптированной личности, обучение для которой -  положительное зерно, дающее быстрые результаты (4). Так, ставя перед собой коммуникативную цель: «… открыть уста детей» (В.И. Чернышев), учитель иностранного языка должен помочь им научиться «общаться, слушать и говорить …, словесно импровизировать …» (5, с.3). А разве возможны общение и импровизация без атмосферы доверия, раскованности, свободы? Основываясь на принципе игровой импровизации и прибегая к такому элементу театральной педагогики как этюдный метод, ребенок в определенный момент перестает ощущать напряжение и страха перед ответом, появляется уверенность, и как следствие развивается речь.

Так учащимся младшей школы можно предложить игру: «What animal are you?», где дети двигаются под музыку как им хочется, представляя себя волшебным животным. Когда музыка останавливается они должны рассказать, каким животным они были, какого цвета, что они умеют и какое у них настроение. Импровизации такого рода, искореняют языковой барьер, т.к. в основе своей имеет прием релаксации и «действия с окраской». Цель данного задания не только повторить, закрепить изученную лексику, но и освободить мышцы от излишнего физического напряжения, которое ребенок приобретает находясь долго в сидячем положении. Кроме того, это упражнение раскрепощает фантазию ребенка, которая всегда направлена на «выражение чувств и воздействие на чувства» (6, с.52).

На уроках в 4 классе, вместо заученных диалогов, не имеющих личного отношения ребенка к ситуации, детям предлагается поучаствовать в импровизированном диалоге от лица известных всем героев. Например, изучение фраз в рамках small-talk «Whats the matter?», дети могут стать Алисой и Шляпником, Ромео и Джульеттой, Принцем и Русалочкой, наличие минимального реквизита для импровизации (шляпы, очки и другие), помогут детям раскрепоститься, а, следовательно, более полно заполнить необходимый материал, пропустив его через себя и свой образ.

В рамках изучения предмета английский язык, заключительным элементом обучения в конце года может стать театрализованный концерт или театральная постановка. Данная форма способствует эстетическому воспитанию, приобщению детей к культуре театра и дает возможность каждому отдельному ребенку поучаствовать в чем-то значимом особенном, где обязательным элементом также является развитие коммуникативной составляющей разговорной речи. Постановка такого типа должна соответствовать возрасту учащихся, их интересам, дать возможность «высказаться» каждому на языке, который он изучает. Так, включая в арсенал фраз сценария необходимые разговорные клише учитель достигает следующих результатов:

- у учащихся улучшаются навыки общения на иностранном языке;

- они могут пользоваться языком для выражения мыслей и чувств (т.к. данная ситуация для них реальна, они проживают ее в рамках постановки, а значит легко усваивают языковой материал);

- учащиеся через слово и действие проживают эмоциональный рост своего внутреннего «Я», а также повышают уровень своего культурно-эстетического развития.

Подводя итог, отметим, что какой бы прием или метод театральной педагогики не выбрал педагог в своей работе с детьми, инсценировку, чтение по ролям, инсценирование песен, ролевые игры, его дети всегда будут на шаг впереди в изучении его предмета, т.к. он станет не просто учителем, а проводником в познании мира. Ведь, как говорил Н. В. Гоголь, «театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». А этим добром со с стороны учителя иностранного языка является формирование коммуникативной культуры ребенка через артистичность, экспрессивность и свободу действия. 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и т.д. – М.: Изд. центр «Академия». 2001. – 272 с.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма ориентированного образования // Педагогика 1997, № 4 С.11-17.

3. Е.И. Коснец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина Театральная педагогика в современной школе // Искусство. Все для учителя! – 2012. – № 8. – С. 3.

4. Виноградова С.В., Борисова Л.А. Интеграция внеклассной и урочной деятельности в начальной школе на примере предмета «Английский язык». // Сборник статей участников педагогического марафона «Новые формы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога». – 2017.

5. Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов И.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Миру науки. – 2016. – С.3.

6. Чехов М.А. О технике актера. – М.: издательство АСТ. 2018. – 288 с. – с.50-55.

 

.  .  .