Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Техника создания устной речи

Дата публикации: 2021-06-03 15:21:25
Статью разместил(а):
Кропта Ольга Александровна

Техника создания устной речи

Автор: Кропта Ольга Александровна

МОУ "Гимназия № 11", Волгоград

 

Тема

«Техника создания устной речи»

Класс

Конспект урока развития речи в 6 классе

Программа

6

«Рассказ»

Рабочая  программа по русскому языку для основной школы (УМК Русский язык: 5-9 классы общеобразовательных организаций: программа/Л. О.Савчук; под ред. Е. Я. Шмелевой 5-9 классы. – М.: Вентана – Граф)

Урок

Проводится в форме урока развития речи на основе работы с текстами.

Урок рассчитан на 1 академический час.

Технология учебного исследования.

ИКТ - Microsoft Power Point

Цели урока

 

Задачи урока

 

Формируемые УУД

Образовательные цели

 Создать  условия  для закрепления  понятий: типы речи, устная речь, рассказ, композиция

Развивающие цели

Создать условия  для формирования  навыка составления и редактирования устного высказывания

Воспитательные цели

Активизировать способности образного восприятия окружающего мира как совершенствование мыслительного процесса и познавательного интереса.

Овладение навыками общения, развитие коммуникабельности.

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

Развивать творческие способности учащихся в устной и письменной речи, наблюдательность, внимательное отношение к слову.

Сформировать желание «творить».

Отработать навык организации своих мыслей, устной речи, подготовить учащихся к устной части экзамена по русскому языку.

Личностные:  формирование ценностных ориентиров и смыслов деятельности.

Познавательные:  формирование общеучебных  универсальных и логических действий.

Регулятивные:  использование правил и алгоритмов в решении образовательных задач.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению. 

Применяемые технологии

Урок развития речи на основе работы с текстами

Применяемые формы работы

Индивидуальная работа, работа в группах (творческая работа)

(Для включения учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения)

 

Работа учителя

Работа учащихся

Формируемые УУД

Пункт плана №1

Организационный момент. (Деление на группы заранее)

Вступление.

Я рада приветствовать вас на уроке русского языка, таком привычном и таком необычном сегодня. Ребята, зачем нужен наш предмет.

Пункт 2.

Язык есть вековой труд целого поколения.

В.И. Даль.

Как вы поняли слова эпиграфа, сказанные В.И. Далем?  Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

Известно ли Вам имя создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»? Что Вам известно об этом великом человеке? 

- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить?

- изучать язык, формировать навык грамотного письма, развивать речь.

Составлять высказывания - тексты.

УУД: личностные, коммуникативные.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

 

Коммуникативные УУД умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу.

Пункт 3.

Тезис, тема исследования – Устное высказывание

Сообщение темы.

Целеполагание и мотивирование.

Через коллективную работу в группах всесторонне изучить новую тему.

Предположение гипотезы

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

Пункт плана 4

Лексическая разминка.

Что такое текст? Устное, письменное высказывание?

Из словаря Даля:

ТЕКСТ м. лат. подлинник, подлинные, буквальные речи писателя. 

УСТНА ср. мн. устна (род. устен) уст(н)а, стать говорить. Заградить кому уста, заставить его молчать. Устная беседа, изустная, говором, противопол. письменная

 

Заниматься творчеством невозможно без определённых знаний и умений. Небольшая работа позволит cкорректировать ваши познания  в области определённых понятий темы

Какие умения вам помогли выполнить задания? Зачем нужно уметь правильно произносить слова, читать тексты?

«Толковый словарь живого русского языка» — это самый важный труд Даля, который проделал колоссальную работу. Начат был словарь в 1819 году и окончен в 1861 году. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали просторечные, книжные и профессиональные термины. Также в словаре более 30 тысяч пословиц, загадок и примет. Это один из крупнейших словарей. Здесь собраны не только слова, но и информация о быте, приметах и поверье. За свое произведение Даль был избран почётным членом Академии наук и стал обладателем Ломоносовской премии и Константиновской медали. На написание словаря у Даля ушло 53 года. 

Коммуникативные, познавательные   УУД  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний,  анализ объектов),  регулятивные УУД  (планирование своей деятельности)

Личностные УУД   Проявление самостоятельной познавательности и активности.

Работа в группах

Все российские девятиклассники в рамках Государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают экзамен в устной и письменной формах.

Предлагаю вам опробовать предлагаемую модель экзамена. Вы работаете в группах, поочередно выполняя предложенные задания. Необходимо определить, кто будет представлять каждое задание. Оценивать ваши ответы будут приглашенные эксперты. 

Выразительное чтение вслух

1. В словаре более 30 тысяч пословиц, загадок и примет. Это один из крупнейших словарей. Здесь собраны не только слова, но и информация о быте, приметах и поверье. За свое произведение Даль был избран почётным членом Академии наук и стал обладателем Ломоносовской премии и Константиновской медали. На написание словаря у Даля ушло 53 года.

В.И. Даля знает каждый школьник особенно по книге «Русские сказки». Именно за эту книгу писатель был посажен в тюрьму, но ему помог Жуковский, который рассказал о том, какой Даль талантливый и скромный человек. После этого даль был освобожден. Кроме своего писательского таланта и других заслуг. Даль собрал коллекцию флоры и фауны Оренбургского края, за что был избран членом-корреспондентов Академии Наук. Также можно сказать и о том, что им были написаны учебники «Ботаника» и «Зоология». Даль учился в кадетском корпусе и был морским офицером и в плаванье ходил с будущим адмиралом Нахимовым П.С.

С известным поэтом А.С. Пушкиным Даль В.И. познакомился сам и преподнес ему в качестве подарка рукописный вариант книги, а в ответ получил сказку «О попе и работнике Балде» также рукописную с подписью поэта. Даль очень сдружился с Пушкиным и сопровождал его в путешествии в Оренбургском крае. За такую преданность Пушкин подарил Далю экземпляр «Истории Пугачева», чему Даль был несказанно рад. Самым дорогим подарком для Даля был перстень, который ему был подарен А.С. Пушкиным. Даль никогда не снимал кольцо и считал его своим талисманом. Писатель говорил о том, что как только он смотрел на подарок, то у него сразу появлялись новые идеи написания произведений. Писатель был известным и опытным врачом и часто оказывал медицинскую помощь, а в 1837 году он оперировал А.С. Пушкина. Совместно с лечащим врачом Пушкина он прооперировал поэта, но помочь ему не смог, состояние было крайне тяжелым.

3. Желание учиться было передано ему его родителями. К примеру, его мать владела пятью языками. Окончив морское кадетское училище, Даль В.И. служил мичманом, но позже был повышен в чине. В дальнейшем он поступает в университет на медицинский факультет и получает специальность хирурга офтальмолога и становится известным врачом в Петербурге. В.И. Даль был связан узами брака дважды. Первый его брак, от которого у него родился сын и дочь, был с Юлией Андре. От второго брака у Даля родилось три дочери. Не многие знают о том, что знаток русского языка по своему происхождению датчанин и предки его были выходцами из Дании. Он всю жизнь придерживался религии своей семьи. Однако он всегда говорил о том, что на родине своих предков он чувствует себя чужим и считал своей родиной Россию. Одним из первых слов, которое дало начало толковому словарю, было записано Далем в блокнот в 1819 году. И было это слово «замолаживает», которое ему сказала ямщик, когда доставлял молодого мичмана из Петербурга, где он окончил морской корпус и ехал на службу в Черноморский флот. Даль, услышав это слово, поинтересовался, что оно означает. Ямщик ему пояснил, что слова «замолаживает» можно перевести как пасмурнеет. Это слово было незнакомым и именно поэтому сразу записано в блокнот. После этого писать всегда носил с собой блокнот, куда записывает интересные слова, загадки, пословицы.

Монологи.

Беседа по монологу.

Опишите фотографию. Что на ней изображено. Почему имя этого человека известно многим?

Опишите фотографию. Почему Пушкин и Даль запечатлены вместе?

Опишите фотографию. Что примечательного в ней?

Познавательные   УУД (поиск и выделение необходимой информации),  регулятивные  (решение поставленной задачи) 

Задайте вопросы ребятам из других групп по их высказываниям. Вопросы стройте правильно. Ответы должны быть полными.

 

Коммуникативные УУД (умение слушать и  вступать в диалог, познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция)  

Подведение итогов.

Удалось ли вам составить связные тексты? Что получилось лучше всего? Что вызвало затруднения?

Слово экспертам

 

 

Комментируются оценки урока.

Рефлексия (самооценка)

Что было главным на уроке?

Что нового узнали?

Какие открытия вы для себя сегодня сделали?

Выставление оценок и комментирование.

Ведущие специалисты каждой группы предлагают оценить самых активных.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Коммуникативные УУД, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока )  

Личностные УУД 

  Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Понимание личной ответственности за результаты деятельности.

Самооценка.

Домашнее задание

 

 

Упр.  79, стр. 289.

Умение составлять тексты, используя изученный материал.

Закрепление знаний, полученных на уроке.

Личностные УУД Осознание ответственности. Проявление познавательной активности.

.  .  .