Образно-ассоциативное изучение фортепианной музыки В. Моцарта в классе фортепиано
Образно-ассоциативное изучение фортепианной музыки В. Моцарта в классе фортепиано с учащимися ДМШ и ДШИ
Автор: Клёнова Клара Петровна
МБУ ДО «Детская школа искусств № 3», г. Сызрань
Звуковые особенности в сонатах В. Моцарта.
Чтобы лучше представить музыку Моцарта необходимо познакомиться с нравами и обычаями того времени. Это было время утончённости и чопорности во всём — в обращении, в разговоре, в костюме. Мужчины носили напудренный парик с косичкой сзади, кружевные жабо, кружевные манжеты, шитый фрак, чулки, башмаки; дамы носили причёску вверх, вроде башни, ходили в фижмах, в которых почти нельзя было повернуться. Танцы были медленные, с низкими, глубокими поклонами и подпрыгиванием и т.п. Кажется странным говорить об этом по поводу фортепианной музыки Моцарта, но если в неё вслушаться с вниманием, то нетрудно будет убедиться, что манерность того времени отразилась и на ней.
В детстве Моцарт играл главным образом на клавесине, но позже, в результате знакомства со Штейном, замечательным музыкальным мастером, стал предпочитать par excellence фортепиано. Но для передачи всей выразительности bel canto наилучшим образом, согласно вкусу Моцарта, подходит пианофорте. Те, кому посчастливилось слушать игру на пианофорте самого Моцарта, с восторгом отзывались о его кантилене, лившийся, казалось, скорее из горла певца, нежели с клавиатуры инструмента. Его игра в виртуозных пассажах была блестящей, но не изобиловала громкостью и была соразмерна темпу человеческого шага. В медленных частях она становилась чувственной, оставаясь при этом одухотворённой, живой, отмеченной вопросительными и восклицательными знаками и цезурами, оттеняющими каждую фразу, словно арию или речитатив, спетые с нежной проникновенностью, которую можно услышать только у величайших певцов.
Современные пианисты должны научиться искусству в высшей степени точно воспроизводить звуковую эстетику моцартовского времени. Наука туше может лишь обогатить исполнителя многочисленными и разнообразными средствами и наделить его способностью претворить на фортепиано не только нежное звучание клавикорда, остроту клавесина, но и прежде всего множество нюансов и кристальную ясность пианофорте. Современное фортепиано благодаря своему механизму двойной репетиции располагает к завуалированным звучностям.
Серый и нейтральный тон современного фортепиано может воспламениться и обнаружить краски, о которых мы не подозревали. Вся специфика особого туше заключена в подушечке пальцв. Такое туше производит чётко очерченный и плотный звук — самостоятельный и очень определённый. Его отточенный контур предотвращает слипание с окружающими звуками. В этой автономности заключена его собственная жизнь. Оказываясь во взаимодействии, такие звуки — короткие или долгие (это зависит от их нотной стоимости), легатные или стаккатные, связанные или отдельные — переходят один в другой и льются, не наползая на соседа и не растворяясь в некой бесформенной массе. Эти зернистые звуки, которые можно уподобить постукиваниям изящного молоточка, помещённые на фоне ясного сопровождения, выводят мелодию чистейшего bel canto. Что же касается басовых нот, то они полновесны, но при этом не тяжелы.
Нужно отметить, что Моцарт писал сонаты для штейновского фортепиано. Звук в нём снимается моментально. Даже если оставишь пальцы на клавишах, звук исчезнет в тот же самый момент, когда его извлечёшь. Как ни нажимай клавиши, сильнее или слабее, он остаётся одинаковым, ровным, поэтому в сонатах Моцарта нужно добиваться ровного одинакового звучания, особенно в 16-х, точного снятия пальцев с клавиш. Это достигается артикуляцией, острыми кончиками пальцев.
Педализация в произведениях В. Моцарта.
Ну, а как быть с педалями? Нужно ими пользоваться или нет?
Мы знаем, что у пианофорте моцартовского времени наличествовали коленные рычажки либо педали. Их эффект был аналогичен действию педалей нашего современного фортепиано. К тому же описание достоинств штейновского пианофорте, которое оставил Моцарт, а также отзывы о его собственной манере игры являются ясными указаниями на то ,что педалями пользоваться необходимо, но делать это следует с осторожностью, дабы гармоническая и мелодическая ткань не становилась грузной, а оставалась ясной, лёгкой и прозрачной. И вот тогда наше современное фортепиано — инструмент сам по себе восхитительный и несравненный по своей многогранности — обогатится ещё тысячью новых нюансов.
В. Моцарт — человек театра. Вся музыка у Моцарта театральна.
Любое инструментальное сочинение предстаёт как игра персонажей. Моцарт нашёл средства для очень тонкого воплощения эффектов, более того — конкретных человеческих характеров. Нужно уловить главное — связь музыки Моцарта с совершенно конкретным жизненным окружением.
Самоощущение театра у Моцарта от итальянцев: от комедии дель арте, вообще от способности итальянцев к быстрым перевоплощениям, от карнавальной традиции или площадных театральных представлений.
Моцарт широко использует структурные потенции темы. Его формальные новшества и феноменальные находки — результат театрализованного развития. Тема как бы разрывает сама себя, её экспозиция уже не является самодостаточной. То же касается и сочинения разных тем, переходов между ними: всё это настолько неожиданно, что заставляет нас переживать сильнейшие психологические коллизии.
Моцартовские темы — это персонажи, которые гуляют по свободной сцене, претерпевают метаморфозы в определённые моменты своей жизни.
В самом протекании формы ощущается театральность, например, полифонических вторжений. Моцарт воплощает сам принцип полифонического сознания. При таком подходе его музыка лишается одномерности и, кстати, становится гораздо труднее для исполнения, для восприятия. Зато и гораздо богаче. Музыка Моцарта — многоплановая.
Оркестровка сонаты В.А. Моцарта № 17 К.547а Фа мажор, ч.1
С сонатами В.А. Моцарта учащиеся ДМШ знакомятся уже в старших классах, когда имеются уже более серьёзные навыки в технике, слышания гармонии, широком кругозоре учащегося, знакомстве с различными инструментами оркестра и т.д.
Обычно в школе играют некоторые, как бы «несложные» сонаты: №1, №4, №5, №6, №12. Соната фа мажор рекомендуется по программе 6 класса, но её можно играть и в 7 классе, так как она хорошо показывает уровень ученика.
Учащиеся любят играть музыку Моцарта, она находит отклик в их душе.
Сонату фа мажор №17 КV. 547а композитор написал в 1788 году, в 32 года, то есть уже в зрелом возрасте, поэтому в ней мы встречаем все достоинства Моцарта: многоплановость, оркестровость, полифоничность и соблюдение всех законов классической сонатной формы.
Первая часть — аллегро имеет характер жизнерадостный, местами бравурный, яркий, искрящийся светом, но с налётом некоторой тревожности, печали.
В экспозиции главная партия состоит из нескольких прекрасных, контрастных эпизодов, сменяющих друг друга.
Музыку в сонатах Моцарта можно оркестровать. В ней ясно слышатся различные инструменты оркестра: скрипки, альты, виолончели, флейты, волторны, кларнеты и т.д. В первых тактах можно представить звучание всего оркестра — тутти.
Каждая нота аккорда — это отдельный инструмент или группа инструментов, которую нужно услышать. Форшлаг также должен прозвучать ярко. Я бы порекомендовала на первых трёх тактах брать педаль на первую долю, а на вторую нужно снимать для усиления звучности и придания оркестрового звучания. Шестнадцатые ноты также должны прозвучать ярко, отчётливо и ровно. Они стремятся к первой доле, к длинной ноте.
Очень распространённая ошибка у учащихся в том, что они не дослушивают четверть с точкой. Я рекомендую мысленно «вместить» в неё шесть шестнадцатых, и тогда всё получится.
Эти три такта можно представить как начало театрального представления. Занавес открывается. Начинается действие.
В следующих пяти тактах уже звучит другая мелодия, другой эпизод главной партии — уже показываются другие персонажи, как в театре. Он носит жалобный, просящий характер.
Здесь можно представить звучание струнных инструментов: скрипки, альты, виолончели. Явно прослушивается полифония. Каждая партия инструмента самостоятельная, нет главных и второстепенных голосов. Нужно услышать и показать каждый голос.
Прикосновение к клавишам должно быть очень чувствительными кончиками пальцев. Штрихи такие же, как и у струнных инструментов. Можно представить на сцене трёх персонажей из оперы «Свадьба Фигаро»: Фигаро со своей возлюбленной Сюзанной и графа, хозяина Фигаро, который хочет соблазнить Сюзанну.
Оба эпизода повторяются, и звучит третий эпизод главной партии — характер жизнерадостный, бравурный, как будто всеобщее ликование.
Динамический оттенок форте, а потом эта же тема звучит на пиано, создаёт эффект эха, как будто мы слышим этот шум толпы сначала на площади, а потом вдалеке.
Трудность представляет партия левой руки, где нужно выдерживать четверти первым пальцем. Видимо, у Моцарта эти моменты хорошо получались, но у современных детей они становятся «камнем преткновения». Педагогу нужно показать ученику, как учить этот аккомпанемент. Рекомендую поиграть партию левой руки двумя руками, чтобы услышать четверть.
Связующая партия — жизнерадостная, техничная. Её можно «поручить» играть скрипкам, валторнам, флейте, кларнетам, виолончелям.
У учащихся нужно проверить правильную аппликатуру в пассажах. В аккомпанементе левой руки нужно услышать скрытый голос, который проходит в первых нотах из 4х шестнадцатых (до, ре, си бемоль, ля, соль, фа). Снова мы встречаем полифонию, нужно прослушивать каждый голос, каждый инструмент оркестра. Можно представить, что взволнованный Фигаро бежит к графине. Он хочет ей всё рассказать о задуманной измене графа и предотвратить это. В его голове созрел план дальнейших действий.
Побочная партия начинается в тональности До мажор. В ней ясно слышится диалог между правой и левой руками. В правой руке просящие, как бы умоляющие интонации, а в левой — явное нежелание, запрет.
Здесь оркестровать можно такими инструментами: в верхнем голосе — флейта, в нижних голосах струнные инструменты — альты, виолончели. Мы слышим полифонию. Каждая нота должна прослушаться, прозвучать.
Нужно очень точно снимать каждую лигу. Лиги обозначены как у струнных инструментов.
Здесь можно представить сцену, как Марцелина признается в любви к Фигаро и предлагает женится на ней, тогда она простит ему долг. Фигаро категорически отказывает ей.
В следующем эпизоде нужно обратить внимание ученика на точное соблюдение штрихов, аппликатуры.
Можно услышать оркестровые инструменты: скрипки, флейту — в верхнем голосе, в нижних — альты, виолончели. Можно вообразить театральных персонажей, как бы вздохи влюблённого Керубино и ответ возлюбленной, первый трепет неопытного сердца, неясные грёзы о счастье.
Нужно прослушивать каждый голос полифонии. Добиться звучания различных инструментов оркестра. Мотив флейты сыграть более светлым звуком.
Дальше звучит музыка радостная и счастливая. Октавы в левой руке подобны звучанию валторны. Затем тема переходит в партию правой руки и мы можем представить звучание скрипок. Важно отработать вращающие движения кисти в октавах, свободу плеча, чтобы у ученика не зажималась рука. Педагогу необходимо обратить внимание на исполнение альбертиевых басов в аккомпанементе. Трудность у учащихся также возникает в левой руке. Две шестнадцатых должны совпасть с шестнадцатыми в правой руке, что не сразу получается.
Заключительная партия звучит в тональности до мажор. В пассажах очень важно выучить сразу правильную аппликатуру и не менять её. Это распространённая ошибка учащихся. В партии правой руки можно услышать скрипки, а в левой руке — гобой, виолончели. Последний аккорд можно сыграть на короткой педали для усиления звучности.
Разработка начинается в тональности доминанты до мажор с просящих мотивов, вздохов, как в побочной партии.
В левой руке можно представить струнные инструменты, которые играют аккорды штрихом пиццикато. Их нужно сыграть острыми кончиками пальцев собранной рукой.
На театральной сцене печальная графиня вздыхает о том, что граф неверный муж. В следующих трёх тактах трудность для учащихся — тема в левой руке
Её можно мысленно «поручить» виолончели, играющей приёмом пиццикато. Стаккато играется лёгким кистевым движением, активными кончиками пальцев. Можно поучить её на легато.
Самое сложное место в сонате — кульминация. Это модуляция темы заключительной партии. Здесь педагогу необходимо показать, по каким тональностям идёт модуляция, тогда ученик быстрее и лучше запомнит кульминацию. Нужно выстроить по динамике — постепенное нарастание звучности.
Здесь можно вообразить сцену из «Свадьбы Фигаро», как Сюзанна и графиня меняются платьями и идут на свидание к графу. Граф в темноте не узнаёт графиню, думая, что это Сюзанна, признаётся в любви к ней. Фигаро и Сюзанна прячутся недалеко в парке. Вскоре обман раскрывается. Граф повержен. Он просит прощения у своей жены.
В репризе опять звучит главная партия в основной тональности фа мажор. Побочная же партия переходит в тональность главной. Точно соблюдается музыкальная форма классической сонаты. Можно также вообразить, что это играют инструменты: флейта, альт, виолончель.
Правда восторжествовала. Заключительная партия тоже звучит в основной тональности.
Самым трудным в сонате, конечно, является пульсация. Она идёт по шестнадцатым. Важно выдержать единый темп от начала до конца, выдержать форму произведения, что является залогом успеха в исполнении.
Заключение.
Соната фа мажор кажется «лёгкой», но она такой же шедевр, как и предыдущие сонаты Моцарта, - здесь, ни звука нельзя отнять или прибавить. Каждый звук - на вес золота. Аллегро такое весёлое, жизнерадостное, восхитительное. Энергия жизни так и искрится из этой музыки. Трудность работы над сонатой состоит в тщательном проучивании всех эпизодов, мотивов, интонаций. Нужно точно проинтонировать, пропеть все темы, добиться нужного туше. Важна иллюстрация самого педагога, ведь ученики копируют его игру. Нужно прослушать и звучание разных инструментов.
Сонаты Моцарта в ДШИ дают играть только продвинутым одарённым ученикам, но всё равно очень трудно добиться желаемого результата. Можно сказать, что в ДМШ учащиеся только знакомятся с Моцартом, чтобы остаться с ним на всю жизнь. В дальнейшем обучении в колледже и в вузах они тоже будут играть сонаты Моцарта, но на другом уровне, который постепенно будет повышаться.
Исполнение произведений Моцарта является для пианиста очень трудной задачей. Сочинения его отличаются исключительной прозрачностью, и поэтому каждый звук в них, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой исполнителей. Трудно в немногих звуках сказать так много.
Заслуживает внимание редакции А.Б. Гольденвейзера, а также немецкое издание сонат под редакцией К.Мартинссена и В.Вайсмана, ставящее своей целью «создание аутентичного нотного текста, восстанавливающего со всей ясностью стиль Моцарта». По существу, это издание Urtext,а с минимальными и оговоренными редакторами дополнениями интерпретационного характера (достаточными для опытного исполнителя, но иногда слишком эскизными для учащихся).
Учащиеся любят играть произведения Моцарта. Они доступны для их понимания, хорошо и быстро запоминаются, а также приносят пользу в воспитании музыкального вкуса учащихся, в их музыкальное мировоззрение. Интересное высказывание Н.Перельмана: «Ох, как трудно осилить лёгкость Моцарта!»
Такую чудесную музыку любили и будут любить музыканты, слушатели. Это величайшее сокровище человечества.
Список литературы:
1. «Как исполнять В.Моцарта», Классика — XXI, Москва, 2004г.
2. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства», часть I и II, Из-во «Музыка», Москва, 1988г.