Слушание музыки - один из важнейших элементов развития ребенка
Слушание музыки - один из важнейших элементов музыкального развития ребенка
Автор: Смолькова Ольга Борисовна
МБУ ДО «Детская школа искусств № 3», г. Сызрань
«Умение слушать и воспринимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания».
В.А. Сухомлинский.
В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача - помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.
«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н.А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.
Очень важно и правильно, что в сфере дополнительного образования есть такой предмет – «Слушание музыки». Этот предмет заполняет собой нишу до начала изучения музыкальной литературы.
Основные задачи предмета «Слушание музыки»:
- Научить воспринимать незнакомые произведения с точки зрения эмоционально-образного строя, проникать в содержание музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и логику динамического развития.
- Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения учащихся к музыкальному искусству.
- Формировать основы культуры слушания, воспринимать произведения мировой музыкальной культуры разных эпох, жанров, форм.
- Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение учащихся, формировать интерес детей к познанию классической музыки; стремиться слушать и исполнять ее.
- Формировать способности различать тембры музыкальных инструментов, выявлять выразительные средства музыки.
На уроках из пассивного слушателя ребенок становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.
Слушание музыки – это организованный процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями. Он увеличивает интерес ребенка к различным видам музыкальной деятельности, музыкальному искусству, развитию общей музыкальности, музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, формирование творческой индивидуальности.
С середины 80-х годов ХХ века в нашу жизнь активно стал входить компьютер. Информатизация общества – новая эпоха в развитии человечества. Сегодня дети не представляют свою жизнь без компьютера – это их возможность общаться, играть и конечно обучаться. Компьютерные информационные технологии тесно вошли в образовательный процесс. Начиная с начальной школы все классы общеобразовательных школ, оснащены интерактивными досками. Во всех школах в обязательном порядке оборудованы компьютерные классы, введен предмет информатика, появилась возможность дистанционного обучения.
Компьютеризация дополнительного образования до сих пор вызывает немало споров и сомнений. К тому же добавились плохое материально-техническое обеспечение и отсутствие компетентности преподавателей. Но в сегодняшних условиях, когда компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся, дополнительное образование просто обязано применять принципиально новые возможности в организации учебного процесса, что приведет к развитию личностных качеств обучающихся, вариативности и индивидуализации образования.
Предметы музыкально-теоретического цикла – «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» - это те предметы в школе искусств, которые предполагают использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании этих предметов новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. В настоящее время в дополнительное образование пришли новые информационные технологии: компьютер, интернет, электронный образовательный ресурс.
Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.
Использование этих новых информационных технологий позволяет выделить следующие основные положения:
- использование мультимедийных технологий в обучении «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» призвано значительно повысить эффективность преподавания,
- средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания обучающихся, развития их творческих, коммуникативных способностей и информационной культуры;
- использование мультимедийных средств обучения позволяет создать условия, максимального погружения в «виртуальную реальность» музыкальной культуры разных эпох, стран, авторов, стилей.
На уроках в Детской школе искусств активно используются следующие мультимедиа технологии:
- учебные презентации
- интернет-ресурсы
- обучающие игры.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- Для анонсирования темы - на слайдах представлена тема урока, кратко изложены его ключевые моменты, в виде плана, в виде вопросов, на которые необходимо ответить в ходе урока, в виде ключевых слов.
- Как сопровождение объяснения учителя - специально для конкретных уроков создаются мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
- Как информационно-обучающее пособие - в обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
- Для контроля знаний - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Использование мультимедийных технологий на уроках «Слушания музыки» в Детской школе искусств обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
• допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения;
• допускает возможность постоянного обновления;
• имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
• допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
• допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
• устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее.
Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.
Опыт использования мультимедийных технологий показывает:
• резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;
• развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
• учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только учащихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках «Слушания музыки» можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. А предмет «Слушание музыки», как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию
Список литературы:
1. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа. – Уч. Пособие, издательский дом “Бизнес-пресса”, Санкт-Петербург, 2002.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
3. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997
4. Долгушин С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004.Школа-Пресс, 1994.
5. Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: 1999.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия», 2001.
7. Петренко А.И. Мультимедиа. - М., Бином, 1994.
8. Михеева Л.,Музыка-детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Л.: Музыка, вып. 3-1981, вып.4-1976.
9. Радынова О.П..Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. М.: Просвещение, Владос, 1994;
10. Сухомлинский В.А., ст. «Сердце отдаю детям» / Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., «Методика музыкального воспитания», М.: «Музыка», 1990г., стр.52.