Организация работы школьной научной конференции как фактор сопровождения одарённых детей
Организация работы школьной научной конференции как фактор сопровождения одарённых детей
Авторы: Филиппова Светлана Николаевна
и Агафончикова Татьяна Николаевна
МОУ «Средняя школа № 70»
Аннотация: В статье авторы транслируют собственный опыт сопровождения одарённых детей в школе. Первичная идентификация талантливого ребёнка через результаты участия в олимпиадах по учебным предметам позволяет выявить сферу интересов, дальнейшее вовлечение в исследовательскую деятельность даёт возможность интенсифицировать учебную мотивацию, выход на школьную конференцию открывает пути для дальнейшего самосовершенствования обучающегося.
Ключевые слова: одарённый ребёнок, школьная конференция, исследовательская деятельность.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений современного образования. О важности движения в этом направлении говорит президент Российской Федерации В.В. Путин: «Сейчас в мире, как вы знаете, идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной».
Начинать работу с одаренными детьми следует как можно раньше, и хорошие возможности для этого предоставляет школа. Здесь ребенок изучает множество предметов, в результате чего по интересам и способностям можно выявить склонность к определенной сфере деятельности. Наиболее ярко эта склонность проявляется в исследовательской работе по предмету. Возможность создания и защиты такой работы предоставляет ребенку школьное научное общество (в нашем случае «ШАНС»), ежегодно организующее учебно-исследовательскую конференцию для учащихся. Организация эффективной деятельности детского научного общества в школе позволяет соответствовать требованиям современного образования к работе с одаренными детьми.
Создание «Положения о проведении научной конференции»» требует понимания, каковы цель и задачи работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. Они прописаны в школьной программе «Одаренные дети» (Национальный проект «Образование»).
Целью работы с одаренными детьми в школе является создание условий для повышения эффективности учебно-исследовательской работы с детьми с особыми образовательными потребностями, развития системы личностно-ориентированного образования учащихся, создания благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
Работа с одаренными детьми реализуется через программы основного общего образования, дополнительного образования и программы внеурочной деятельности. В рамках учебного предмета «Основы проектной/исследовательской деятельности» обучающиеся знакомятся с азами научной работы. Работа же школьного научного общества даёт возможность углубить знания: создаются предметно-тематические секции в соответствии с интересами школьников; организуется научно-исследовательская работа под руководством педагога-наставника; собираются лектории по отдельным вопросам науки, техники, искусства; организуются творческие встречи; издаются сборники, выпуски газет, бюллетени.
Целям обучения написанию исследовательской работы и подготовке к выступлению на ежегодной школьной учебно-исследовательской конференции наилучшим образом служит программа внеурочной деятельности «Я – исследователь». Многие учащиеся, выбирающие обучение по данной программе, становятся участниками и победителями не только школьной научной конференции, но и мероприятий за пределами школы.
Итоговым событием освоения программы внеурочной деятельности «Я – исследователь» является выступление на одной из секций школьной учебно-практической конференции, а для победителей секции – выступление на итоговой учебно-практической конференции, которая традиционно ежегодно проводится в школе и является значимым мероприятием. Кроме того, на конференции обычно присутствуют приглашенные гости – исследователи, творческие личности, - которые являются положительным примером как для будущих исследователей – участников конференции, так и для зрителей.
Цели и задачи Конференции:
Конференция проводится в целях:
- обеспечения возможности творческой самореализации обучающегося;
- поддержки мотивации к обучению;
- популяризации образа учёного;
- пропаганды науки;
- участия в реализации государственной программы «Одарённые дети».
Основными задачами Конференции являются:
- выявление соответствующих уровню научных работ согласно экспертной оценке жюри;
- оказание помощи и поддержки одарённым обучающимся;
- оценка и признание наиболее успешных в развитии исследовательских умений обучающихся;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- оказание поддержки в привлечении специалистов высшей школы, работников органов власти, творческих личностей для наиболее эффективной организации работы научного общества;
- оказание поддержки в создании развивающей среды, ориентированной на приобретение коммуникативных умений и на углублённое изучение дисциплин.
Порядок проведения Конференции:
1. Место проведения: школа.
2. Сроки проведения Конференции: весенние каникулы.
3. Защита исследовательских работ и проектов в рамках предметных секций предваряет итоговую конференцию.
Традиционно во время проведения Конференции проходит квест-игра, организуемая участниками школьного сообщества.
Для выбора победителей секций руководители школьного научного общества «ШАНС» формируют независимое жюри: взрослое и детское.
Последним этапом сопровождения является отбор исследовательских и проектных работ для участия в конкурсах за пределами школы.
Работа школьной учебно-практической конференции является эффективной формой сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы:
1. Гликман Иосиф Залманович. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование). - М.: Логос, 2002.
2. Ерохина Елена Ленвладовна. Воспитываем исследователей на уроках русского языка / Русский язык в школе и дома. - 2015, № 5, 17-19 с.
3. Шустина Ирина Викторовна. Как подготовить научно-исследовательскую работу по языкознанию (методические рекомендации). - Ярославль: ЯГПУ, 2009.