Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Дата публикации: 2021-02-20 11:11:39
Статью разместил(а):
Шулепова Снежана Анатольевна

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Автор: Шулепова Снежана Анатольевна

 

Введение.

Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум».

Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и учёный Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

Особенности логического мышления младших школьников.

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. В зависимости то того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие различают три основных вида мышления:

- нагляно-действенное мышление;

- наглядно-образное;

- абстрактное (словесно-логическое).

Наглядно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими действиями с предметом.

Наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие и представление.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. Вначале данного возрастного периода доминирующим является наглядно - образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядность, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать. У ребёнка появляются логически верные рассуждения.

Все выше сказанное определило тему моего самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики».

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждение по определённым правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования.

Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведёт за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.

Проблема развития познавательного интереса ребёнка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врождённую любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребёнка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Работая по программе «Школа России», я пришла к тому, что необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, задания требующие применения знаний в новых условиях. Всегда на каждом уроке математики отвожу 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. 

Такие задания включаю в занятия в определённой системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.

Развитие логического мышления в 1 классе.

С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приёмами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например: в первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю ещё группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать ещё несколько свойств кубика: твёрдый, непрозрачный, несъедобный, лёгкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета – приём сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Дети называют предметы и все их свойства.

Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:

1. Чем отличаются и чем похожи данные выражения? 

2+3

7+2

7-3

8-3

6+2

5+2

5-3

9-4

2.      Найди результат, пользуясь решённым примером: 

  • 3+4=7
  • 3+5=
  • 3+6=
  • 3+7=
  • 3+8=
  • 3+9=

3. Продолжи данный ряд чисел. 

  • 3, 5, 7, 9, 11…
  • 1, 4, 7, 9…

В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа: 26 и 56, и сколько разнообразных ответов услышишь. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определённых терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материала, но и умственному развитию.

Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 классе, обучение провожу по следующей тематике:

1.     «Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый».

2.     «Приём сравнения, выделение свойств предметов».

3.     «Приём сравнения, существенные и несущественные свойства».

4.     «Высказывания» (истинные, ложные).

5.     «Приём классификации».

6.     «Приём анализа и синтеза».

7.     «Приём обобщения».

Я использую на уроках математики специальные задачи и задания, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них бы л хотя бы 1 красный карандаш. 

Нестандартные задачи ввела с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Большое внимание уделяю содержательно-логическим заданиям, в которых нужно провести анализ заданной математической ситуации, подметить заложенные в ней закономерности, свойства, выделять какой-то общий признак, а затем использовать это для выполнения задания по поиску недостающего или лишнего элемента, по проведению обобщения, классификации и т.д.

Раскрась треугольник красным цветом, круг – зелёным, квадрат – жёлтым. 

Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур одинаковых по цвету и по форме. 

Работая над развитием логического мышления на уроках математики, я заметила, что при самостоятельном решении задач даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство, делают выводы. Таким образом, математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, для развития умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.

Заключение.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.  

Работая над развитием логического мышления на уроках математики, заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики стали рассуждать, выделять вопрос. 

В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность. 

Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.  

Я считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни. 

Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

 

.  .  .