Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок математики в 6 классе "Болезни 21 века в цифрах и здоровье человека"

Дата публикации: 2021-02-07 14:13:06
Статью разместил(а):
Шашкина Надежда Ивановна

Урок математики в 6 классе "Болезни 21 века в цифрах и здоровье человека" 

Автор: Шашкина Надежда Ивановна

 

Тип урока: закрепление знаний и способов действия.

Вид урока: интегрированный.

Цели урока: формировать умение решения задач на проценты и пропорции.

Задачи:

- формировать у учащихся посредством математических задач здоровый образ жизни;

- повторить и закрепить навыки решения задач на проценты и пропорции на примерах распространенных болезней 21 века;

- развивать мышление учащихся, учить их анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение;

- формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;

- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству;

- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийная установка.

План урока:

I.   Организация начала урока.

II.  Подготовка учащихся к основному этапу урока.

III. Закрепление знаний и способов действий.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

V.  Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании.

 

I.   Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, фиксирует отсутствующих.

П. Подготовка учащихся к основному этапу урока.

Задача 1. О продолжительности жизни. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? 

Решение:

1) 1 – 1/3 = 2/3 жизни приходится на активную жизнь;

2) 50 : 2/3 = 75 лет – средняя продолжительность жизни человека.

Ответ: 75 лет.

Учитель: Мы Высчитали среднюю продолжительность жизни человека. Какие факторы влияют на данный показатель. Учащиеся высказывают предположения.

Учитель: Ребята, какие болезни 21 века вы можете назвать? Учащиеся называют наиболее распространенные болезни.

Учитель: Верно, но самыми распространенными болезнями являются:

СПИД;

Наркозависимость;

Туберкулез;

Инсульт и инфаркт;

Список болезней  можно продолжить … Но самое главное для современного человека- это здоровье, к которому стоит стремиться каждому.

Задание: Сформулировать тему урока математики, используя слова: цифра, болезнь, человек, 21 век, здоровье».

Учитель: объявляет тему урока «Болезни 21 века в цифрах и здоровье человека».

В роли врача-эксперта выступит один из вас. 

Я представляю вам ... (фамилия и имя ученика). Именно этот человек, заранее получил задание: подготовить информацию о наиболее распространенных болезнях 21 века.

III. Закрепление знаний и способов действий.

Задача 2. Инсульт и инфаркт. Статистика ВОЗ: В России ежегодно регистрируется порядка 400 тысяч случаев инсульта, и 35% из них с летальным исходом. Какое количество людей, согласно статистике, восстанавливаются и после реабилитации возвращаются к жизни.

Врач-эксперт. Страшными болезнями 21 века можно считать инсульты и инфаркты, причет они молодеют с каждым годом. Из-за неправильного образа жизни, частых стрессов, вредных привычек, злоупотребления жирной пищей, переедания нарушается обмен холестерина и жирных кислот, которые постепенно накапливаются на стенках сосудов и образуют атеросклеротические бляшки. Это приводит к сужению диаметра сосудов и, соответственно, к снижению их кровоснабжения.

Профилактические меры:

  • тщательный контроль артериального давления;
  • осторожность при употреблении продуктов с высоким содержанием холестерина;
  • не допускать избыточной массы тела;
  • ри любых нарушениях работы сердечно-сосудистой системы обращаться к врачу.

Задача 3. Рак. Уровень смертности,  по данным статистики, в РФ от злокачественных новообразования за 2019 составила 49643 случаев, а за 2020 год - 47358 случаев. Как изменились показатели? Найти процент снижения смертности. (Слайд _)

Врач-эксперт. Рак – болезнь, преследовавшая человека, является одной из страшных болезней века. Вызывается множественными причинами, например, радиоактивными излучениями и химическими веществами, к которым относятся органические красители, выхлопные газы, некоторые пищевые консерванты. Хроническая усталость и стресс тоже, как ни странно, запускают процесс роста раковых клеток. 

Задача 4. 79000 заболели туберкулезом в 2018 году. Это чуть меньше, чем число мест на крупнейшем в стране стадионе «Лужники», который вмещает 81000 человек. Число россиян, погибших от туберкулеза за тот же период, ВОЗ оценивает на уровне 10 тысяч человек, что в четверо больше, чем в основном зале Большого театра. Сколько процентов составляет количество выздоровевших от количества заболевших.

Врач-эксперт. Туберкулез — страшнейшее инфекционное заболевание, которое давно перестало быть болезнью алкоголиков, бомжей, заключенных, а поменяло свой социальный статус. Врачи бьют тревогу из-за мутации вирусов, так и возникают лекарственно-устойчивые. В 90-х годах появилась информация, что с наступлением 21-го века туберкулез исчезнет, как когда-то исчезла оспа. Однако практика показывает, что проблема туберкулеза приобретает все большие масштабы, лекарства становятся малоэффективными, потребность во фтизиатрах растет. 

Задача 5. СПИД. За 6 месяцев 2019г. в России зарегистрировано 47 971 случаев выявления ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан, что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2018г. Какое количество случаев было зарегистрировано в 2018 году (51 744 случаев). 

Врач-эксперт. Медики едины во мнении, что СПИД — это первая глобальная эпидемия. Она своими размерами перекрыла все эпидемии вместе взятые, которые переносило человечество на протяжении своего развития. Провоцируют эту страшную болезнь Вирусы Иммунодефицита I и II типа.

Внедряясь в организм, вирус медленно убивает клетки, которые поддерживают иммунитет, и вызывает полное и необратимое истощение иммунной системы, и больной погибает даже от банальных инфекций. 

«Игра с водой»

Задачи: дать понять, как быстро распространяется инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Материалы: стаканчики с водой по количеству учащихся, крахмал, йод.

Инструкция:

1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

3. Учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает организм человека.

4. Учитель предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой объятия, рукопожатия. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)».

5. Необходимо за  минуту вступить в контакт как можно большим количеством людей.

6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

7. Через минуту «тусовка» заканчивается.

8. После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников тусовки оказался инфицированным - в его стаканчик был добавлен крахмал.

9. Учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на наличии инфекции, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.

10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

11. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.

12. Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо соблюдать правила личной гигиены в наши дни? Какая болезнь войдет в историю болезней 21 века? (Ответ COVID 19)

IV.Обобщение и систематизация знаний и умений.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества.

Что же входит в понятие здорового образа жизни? (Отказ от вредных привычек; двигательный режим; правильное питание; закаливание; выполнение правил личной гигиены)

Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие психологические проблемы преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно в наше время. Ни государство, ни медицина не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье. Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Заканчивается наш урок, подведем итоги. Что нового вы узнали? Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.

VI. Информация о домашнем задании.

Задача 1. Подростку необходимо спать 35% суток, а он спит (в среднем) спит- 30%. Сколько времени (в часах) подросток "не досыпает" в сутки?

Задача 2. В нашем классе 28 человека. В школьной столовой обедают 20 человек. Сколько процентов учащихся нашего класса заботятся о своем здоровье?

Исследование №1. «Из чего состоит организм человека». В состав человеческого организма входит 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и столько же хлора в зависимости от веса. Рассчитать количество кислорода, углерода, водорода, натрия и хлора, если твой вес составляет ... кг ( указать самостоятельно). 

 

.  .  .