Урок математики в 6 классе "Болезни 21 века в цифрах и здоровье человека"
Урок математики в 6 классе "Болезни 21 века в цифрах и здоровье человека"
Автор: Шашкина Надежда Ивановна
Тип урока: закрепление знаний и способов действия.
Вид урока: интегрированный.
Цели урока: формировать умение решения задач на проценты и пропорции.
Задачи:
- формировать у учащихся посредством математических задач здоровый образ жизни;
- повторить и закрепить навыки решения задач на проценты и пропорции на примерах распространенных болезней 21 века;
- развивать мышление учащихся, учить их анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение;
- формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;
- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству;
- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать правильное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийная установка.
План урока:
I. Организация начала урока.
II. Подготовка учащихся к основному этапу урока.
III. Закрепление знаний и способов действий.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
VI. Информация о домашнем задании.
I. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, фиксирует отсутствующих.
П. Подготовка учащихся к основному этапу урока.
Задача 1. О продолжительности жизни. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?
Решение:
1) 1 – 1/3 = 2/3 жизни приходится на активную жизнь;
2) 50 : 2/3 = 75 лет – средняя продолжительность жизни человека.
Ответ: 75 лет.
Учитель: Мы Высчитали среднюю продолжительность жизни человека. Какие факторы влияют на данный показатель. Учащиеся высказывают предположения.
Учитель: Ребята, какие болезни 21 века вы можете назвать? Учащиеся называют наиболее распространенные болезни.
Учитель: Верно, но самыми распространенными болезнями являются:
СПИД;
Наркозависимость;
Туберкулез;
Инсульт и инфаркт;
Список болезней можно продолжить … Но самое главное для современного человека- это здоровье, к которому стоит стремиться каждому.
Задание: Сформулировать тему урока математики, используя слова: цифра, болезнь, человек, 21 век, здоровье».
Учитель: объявляет тему урока «Болезни 21 века в цифрах и здоровье человека».
В роли врача-эксперта выступит один из вас.
Я представляю вам ... (фамилия и имя ученика). Именно этот человек, заранее получил задание: подготовить информацию о наиболее распространенных болезнях 21 века.
III. Закрепление знаний и способов действий.
Задача 2. Инсульт и инфаркт. Статистика ВОЗ: В России ежегодно регистрируется порядка 400 тысяч случаев инсульта, и 35% из них с летальным исходом. Какое количество людей, согласно статистике, восстанавливаются и после реабилитации возвращаются к жизни.
Врач-эксперт. Страшными болезнями 21 века можно считать инсульты и инфаркты, причет они молодеют с каждым годом. Из-за неправильного образа жизни, частых стрессов, вредных привычек, злоупотребления жирной пищей, переедания нарушается обмен холестерина и жирных кислот, которые постепенно накапливаются на стенках сосудов и образуют атеросклеротические бляшки. Это приводит к сужению диаметра сосудов и, соответственно, к снижению их кровоснабжения.
Профилактические меры:
- тщательный контроль артериального давления;
- осторожность при употреблении продуктов с высоким содержанием холестерина;
- не допускать избыточной массы тела;
- ри любых нарушениях работы сердечно-сосудистой системы обращаться к врачу.
Задача 3. Рак. Уровень смертности, по данным статистики, в РФ от злокачественных новообразования за 2019 составила 49643 случаев, а за 2020 год - 47358 случаев. Как изменились показатели? Найти процент снижения смертности. (Слайд _)
Врач-эксперт. Рак – болезнь, преследовавшая человека, является одной из страшных болезней века. Вызывается множественными причинами, например, радиоактивными излучениями и химическими веществами, к которым относятся органические красители, выхлопные газы, некоторые пищевые консерванты. Хроническая усталость и стресс тоже, как ни странно, запускают процесс роста раковых клеток.
Задача 4. 79000 заболели туберкулезом в 2018 году. Это чуть меньше, чем число мест на крупнейшем в стране стадионе «Лужники», который вмещает 81000 человек. Число россиян, погибших от туберкулеза за тот же период, ВОЗ оценивает на уровне 10 тысяч человек, что в четверо больше, чем в основном зале Большого театра. Сколько процентов составляет количество выздоровевших от количества заболевших.
Врач-эксперт. Туберкулез — страшнейшее инфекционное заболевание, которое давно перестало быть болезнью алкоголиков, бомжей, заключенных, а поменяло свой социальный статус. Врачи бьют тревогу из-за мутации вирусов, так и возникают лекарственно-устойчивые. В 90-х годах появилась информация, что с наступлением 21-го века туберкулез исчезнет, как когда-то исчезла оспа. Однако практика показывает, что проблема туберкулеза приобретает все большие масштабы, лекарства становятся малоэффективными, потребность во фтизиатрах растет.
Задача 5. СПИД. За 6 месяцев 2019г. в России зарегистрировано 47 971 случаев выявления ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан, что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2018г. Какое количество случаев было зарегистрировано в 2018 году (51 744 случаев).
Врач-эксперт. Медики едины во мнении, что СПИД — это первая глобальная эпидемия. Она своими размерами перекрыла все эпидемии вместе взятые, которые переносило человечество на протяжении своего развития. Провоцируют эту страшную болезнь Вирусы Иммунодефицита I и II типа.
Внедряясь в организм, вирус медленно убивает клетки, которые поддерживают иммунитет, и вызывает полное и необратимое истощение иммунной системы, и больной погибает даже от банальных инфекций.
«Игра с водой»
Задачи: дать понять, как быстро распространяется инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.
Материалы: стаканчики с водой по количеству учащихся, крахмал, йод.
Инструкция:
1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.
2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.
3. Учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает организм человека.
4. Учитель предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой объятия, рукопожатия. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)».
5. Необходимо за минуту вступить в контакт как можно большим количеством людей.
6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.
7. Через минуту «тусовка» заканчивается.
8. После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников тусовки оказался инфицированным - в его стаканчик был добавлен крахмал.
9. Учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на наличии инфекции, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.
10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.
11. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.
12. Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.
Учитель: Как вы думаете, почему необходимо соблюдать правила личной гигиены в наши дни? Какая болезнь войдет в историю болезней 21 века? (Ответ COVID 19)
IV.Обобщение и систематизация знаний и умений.
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества.
Что же входит в понятие здорового образа жизни? (Отказ от вредных привычек; двигательный режим; правильное питание; закаливание; выполнение правил личной гигиены)
Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие психологические проблемы преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно в наше время. Ни государство, ни медицина не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье. Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Заканчивается наш урок, подведем итоги. Что нового вы узнали? Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.
VI. Информация о домашнем задании.
Задача 1. Подростку необходимо спать 35% суток, а он спит (в среднем) спит- 30%. Сколько времени (в часах) подросток "не досыпает" в сутки?
Задача 2. В нашем классе 28 человека. В школьной столовой обедают 20 человек. Сколько процентов учащихся нашего класса заботятся о своем здоровье?
Исследование №1. «Из чего состоит организм человека». В состав человеческого организма входит 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и столько же хлора в зависимости от веса. Рассчитать количество кислорода, углерода, водорода, натрия и хлора, если твой вес составляет ... кг ( указать самостоятельно).