Современные образовательные технологии при изучении инженерной графики
Современные образовательные технологии при изучении инженерной графики
Авторы: Лазарева Антонина Игнатьевна
и Галалетдинова Зульфия Минигаязовна
ГАПОУ «Колледж нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева», г. Нижнекамск
С каждым годом растут требования к качеству подготовки специалистов среднего звена. В системе технического образования дисциплина инженерная графика является одной из базовых общеобразовательных дисциплин. Графическая грамотность имеет большое значение в условиях современного производства. Рабочая программа дисциплины предусматривает изучение машинной графики. Студенты осваивают приёмы работы в системе Компас- 3D.
В учебных планах школ уже давно нет предмета «Черчение». У студентов нет элементарных знаний и навыков работы с чертежами. Еще десять лет назад не приходилось тратить время на освоение шрифта, простых приемов работы с чертежным инструментом.
Есть и положительный опыт. Уже много лет подряд в колледже практикуются занятия с учениками школ города в рамках профориентации. Два раза в неделю шесть групп учеников приходят на занятия по программе «Графический дизайн». За четыре месяца они получают начальные знания о проектировании объёмных моделей в системе Компас 3D. Ежегодно в городе проводится Республиканский конкурс по компетенции «Графический дизайн». Наши учащиеся показывают хорошие результаты. По окончании школы многие из них выбирают наш колледж для получения профессии.
С годами значительно уменьшилось число учебных часов на дисциплину «Инженерная графика» и в системе среднего профессионального образования. В таких условиях перед преподавателем остро стоит задача находить и применять в учебном процессе наиболее эффективные образовательные ресурсы. Выручает возможность применять инновационные подходы. К занятиям разрабатываются электронные ресурсы:
- презентации;
- видеоуроки с демонстрацией приемов работы с чертежами и 3D моделированием в системе Компас;
- задания-тренажёры;
- тесты.
Эти приёмы позволяют не только сократить время на объяснение и освоение материала, но и развивать мыслительные способности студентов, активизировать их познавательную деятельность, пробуждать интерес к дисциплине.
За время дистанционного обучения преподавателями проведена большая работа по созданию методических указаний с подробным алгоритмом к выполнению практических работ. Эти наработки теперь успешно используются в случаях, когда студент пропустил занятие или не успел выполнить его во время урока.
Современный рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов очень широк и разнообразен. Педагогу постоянно приходится изучать, апробировать и выбирать наиболее эффективные из них для внедрения в свою работу.
При изучении курса инженерной графики рассматриваются различные виды конструкторской документации: чертежи деталей, чертежи сборочные, схемы, текстовые документы и т.д. Изучаются правила их составления и оформления в соответствии. с действующими стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Рациональный подбор методов и средств обучения направлен на достижение успеха педагогических работников, которые заинтересованы в росте престижа и качества обучения. Таким образом, чтобы студенты повысили свою квалификацию как технические специалисты, необходимо приобретение ими навыков выполнения конструкторских работ с использованием автоматизированных систем подготовки чертежно-графической документации.
Практика показывает, что лучше, когда студенты изучают отдельно две дисциплины. Компьютерную графику разумнее осваивать после изучения основ черчения. И снова возникает вопрос о нехватке аудиторных часов. Также для более глубокого освоения графических программ необходимо отрабатывать навыки в процессе дальнейшего обучения при выполнении курсовых работ. Тогда графическая часть выпускной квалификационной работы для студента не будет сложной.
Литература:
Хавалина Е.А. Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции № 2 Санкт- Петербург, 2015 С. 153–156.