Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проблемы на начальном обучении игры на фортепиано у учащихся старшего возраста

Дата публикации: 2017-10-09 14:35:00
Статью разместил(а):
Крыцовкина Раиса Александровна

Проблемы на начальном обучении игры на фортепиано у учащихся старшего возраста

Автор: Крыцовкина Раиса Александровна

 

А.Б. Гольденвейзер о музыкальном воспитании и обучении детей музыке: «Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека. Музыкальное искусство - это общедоступный язык, понятный людям разных национальностей, возрастов, степеней развития, это одно из могущественных средств воздействия, объединяющее большое количество людей одновременно; поэтому чрезвычайно важно приобщать людей к этому искусству.»

На первостепенную значимость курса игры на фортепиано как неотъемлемую часть воспитания музыканта на всех этапах обучения указывал Н.А. Римский - Корсаков: «Фундамент музыкальной профилизации должен закладываться с детских лет через обучение пению или игре на инструменте (особенно на фортепиано), что создает наиболее благоприятные условия для развития природных музыкальных данных и общей музыкальной       Обучение музыке и

исполнительству на фортепиано состоит из множества разнообразных задач. На начальном этапе педагог должен определить для себя путь работы и очередность задач; при этом необходимо учитывать его индивидуальные способности.

Ученик пришел учиться музыки. Поэтому основой обучения должна стать музыка, различные музыкальные впечатления, получаемые учеником. Педагог-музыкант в своей работе обязан опираться на огромную силу воздействия, которое оказывает музыкальное искусство.

Правила приема в училище не содержит требований фортепианной подготовки. Значительная часть поступивших начинает обучение игре на фортепиано лишь в училище. В их числе не только участники самодеятельности, рекомендованы для поступившие в училище, но и выпускники тех детских музыкальных школ, в которых предмет фортепиано, заменялся администрацией другими дисциплинами. Поэтому проблемы начального обучения приходится решать и педагогу фортепиано, для чего необходимы знания методики занятий с начинающими старшего возраста. Условия первоначального обучения в классе фортепиано отличаются от детской музыкальной школы, что является причиной своеобразия методики. Основу ее специфики определяют два фактора: возраст начинающего и уровень его музыкальной подготовки.

Отсутствие общедоступной литературы по проблемам музыкальной педагогики учащихся старшего возраста не отрицает большого опыта, который накоплен практикой, в том числе- и в области начального обучения игры на фортепиано.

Бесспорно, важным для начального обучения учащихся останутся личность педагога, профессиональный уровень его знаний, а также установка на воспитывающее, развивающее обучение. Путь пианистического развития подлежит изменению в наших условиях, поскольку музыкальное развитие первокурсника училища превосходит детское. Это обстоятельство с одной стороны облегчает начальные шаги, но с другой способна создать определенный психологический барьер для серьезного отношения к предмету в начальном периоде обучении. Особо следует почеркнуть значение основного фактора - развитого мышления учащегося. Поскольку развитие музыкального мышления зависит, кроме музыкальных способностей, от уровня общего развития (уровня интеллекта, способность к анализу, обобщению и др.), то взрослый учащийся более подготовлен для сознательного, осмысленного обучения. Это должно быть оптимально использовано в начале обучения, стать принципиальной основой методики. Развитый учащийся обязывает педагога быть внимательным к выбору методов обучения, содержанию занятий. После первой встречи учащийся должен почувствовать, что педагог видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий. Интерес к специальности, исполнительскому опыту учащегося, проявленный педагогом в беседе при знакомстве, может дать много больше информации о личности ученика, чем формальная проверка внешних признаков музыкальных данных.

В первой беседе педагог может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условие профессионального роста музыканта. Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения Ребенок готов подчиниться требованиям педагога, учащейся старшего возраста требует аргументации каждого шага, зримых перспектив и доказательств целесообразности деятельности, предложенной педагогом. Эту особенность следует учитывать, контролировать свое поведение, слова, жесты, эмоции. Соблюдение этих требований должно стать для педагога законом.

Для музыканта немаловажно каким словом определяет педагог процесс звукоизвлечения, его художественную сущность. Требования качества звука с первых шагов обязательно, на него должен быть направлен постоянный контроль слуха педагога и ученика.

Высокий уровень профессионализма во всем непременное условие успешной работы с учащимися старшего возраста. Есть конкретные вопросы методики начального обучения игре на фортепиано старших учащихся: игра с первого урока по нотам, двумя руками, каждый в удобном для нее регистре клавиатуры. С первого урока перед учащимися должно быть поставлена задача: при игре, как можно меньше смотреть на клавиатуру.

Рекомендации по игре обеими руками начинаются с освоения нотной грамоты и постановке рук в процессе игры по нотам.

Отказ от упражнений для постановки рук объясняется не экономией времени, а соображениями методического характера:

1.         Работа над упражнениями нарушит «чистоту» соблюдения первоначальной установки на игру только по нотам.

2.         Первоначальная игра одним пальцем отвлечет от выработки ощущения пятипальцевой позиции как основы постановки кисти.

. К числу сложностей фортепианной игры относится аппликатура. Аппликатура как постоянно действующая система, ее правила и случаи отклонение от них познаются от урока к уроку, в самостоятельной работе над домашним заданием. Необходимо привить понимание и признание ее как элемента, обязательного при исполнении нотного текста.

Первоначальную основу для выработки системы постепенного накопления необходимых навыков фортепианной игры, ускоренного пианистического и общемузыкального развития учащегося составляет репертуар. Его отбор должен быть продуманным.

На пути ускоренного усвоения учащимися элементарных навыков фортепианной игры. Нужно отметить, что все перечисленное выше не претендует на безусловную реализацию в учебном процессе. Отбор тех или иных средств - процесс творческий, на который сказывает влияние личности педагога, его собственный индивидуальный опыт пианистического развития, уровень методических знаний и исполнительской культуры, кругозор, художественный вкус, индивидуальный подход к учащемуся должна способствовать воспитанию самостоятельного инициативного отношения к занятиям в классе и дома, заинтересованности в результатах работы.

 

Список литературы:

1. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе./Редактор - составитель А. Тудоровский / Москва, Ленинград; издательство «Музыка», 1965 .

2. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией В.Натансона. В.2. Москва; Издательство «Музыка», 1967.

3. Йовенко З.Н. Общее фортепиано: вопросы методики. Киев; «Музычна Украйина», 1989.

4. Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. /История и методические принципы./ Москва; «Музыка», 1988.

.  .  .