Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока "Защита Отечества"

Дата публикации: 2020-12-13 22:32:44
Статью разместил(а):
Бакшанская Ирина Геннадьевна

Конспект урока "Защита Отечества"

Автор: Бакшанская Ирина Геннадьевна

 

Тема: Защита Отечества

Тип: усвоение новых знаний и понятий.

Задачи:

-  расширять, уточнять и закреплять знания о защитниках Отечества; 

-  знакомить с историей России, ее традициями, святынями, верой;

-  прививать любовь и уважение к памяти предков, к России, ее святым и героям;

-  воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества.

Планируемые результаты

Предметные:

- углубить знания обучающихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм», «гражданский долг», «святой воин»;

- расширить и уточнить знания о небесном покровителе Санкт-Петербурга - Александре Невском;

- вспомнить памятные места нашего города, связанные с именем князя.

Метапредметные:

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события;

- извлекать и систематизировать информацию, логически обосновывать свои выводы;

- планировать и оценивать деятельность на уроке.

Личностные:

- проявлять интерес к истории России;

- знать, понимать и принимать ценности - Отечество, Россия, народ;

- принимать установку на добрые дела.

 

Межпредметные связи: Литературное чтение, Окружающий мир, Музыка, ИЗО

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  Организация начала урока, приветствие.

- Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку.

- Сегодня вы приготовились к аукциону пословиц о семье.

Напомните правила аукциона.

- Так же, как и свою семью, ребята, надо любить Родину. Любовь к Родине – это достоинство каждого человека. Подберите синонимы к слову Родина.

 

Слушают, вспоминают, отвечают на вопросы.

 

Называем пословицу, берем жетон. По окончании подсчитываем количество жетонов, объявляем победителя.

 

- Отчизна, Отечество.

Актуализация познавательных знаний. Определение проблемы урока

- Ребята, приглашаю вас в картинную галерею. Под музыку Сергея Прокофьева предлагаю рассмотреть портреты и подумать каким общим словом можно назвать этих героев.

- Объясните значение слова «защита». От какого слова образовалось?

При необходимости уточняют значение в словаре, подбирают однокоренные слова.

Высказывают свои предположения, формулируют тему.

- Защитники.

- Защита – действие, направленное на безопасность кого-либо.

- Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия. 

 

Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

О защитниках Отечества.

Организация познавательной деятельности

1.     Работа по учебнику с. 88

- Как вы понимаете выражение «за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга»?

2. Проблемный вопрос.

- Одна из Заповедей Христа гласит «Не убий». Почему же тогда священники благословляют солдат, боевую технику, идущих в бой?     

3. Работа в парах.

Когда война может быть оправдана?

Какой вывод можно сделать?

4. Работа по учебнику с.89 -90

С Древней Руси во всех войнах были свои герои – защитники Отечества. Ваша задача в тексте найти и выписать имена героев.

5. Просмотр видеофрагмента. Работа в группах.

Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг, не думая о том, что жизнь твоя на этом может закончится. Все эти воины причислены к лику святых.

Сегодня мы поговорим еще об одном воине, которого причислили к лику святых. В 2008 году проходил Всероссийский исторический конкурс "Имя России". По результатам конкурса личностью нации объявлен благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец.

- Что вы знаете о нем?

- Вы хотели бы заглянуть в историческое прошлое России и больше узнать о жизни великого полководца Александра Невского? 

Каждая группа получает вопросы, их читают и во время просмотра видеофрагмента находят ответы на свои вопросы. Каждая группа получает за работу часть пазла.

I группа

1. 13 век стал для Руси временем суровых испытаний. С чьим именем связаны славные победы нашего народа в борьбе с иноплеменниками?

2. Как звали отца Александра Невского?

II группа

3. В «Сказании о житии Александра Невского» автор сравнивает великого князя с библейскими героями. Дополните на кого походил благоверный князь:

силой -________________________________________________,

красотой - _____________________________________________,

мудростью - ___________________________________________,

кротостью и благочестием - ______________________________.  

4.     Кто стоял во главе татаро-монгольского войска, напавшего на Русь в 1237 году?

 III группа

5. В 1240 году рыцарь Биргер с многочисленным войском двинулся на Русь. С какими словами обратился благоверный князь Александр к своему войску?

6. Какое явление укрепило воинов в своей правоте?

IV группа

7. Какое прозвище получил новгородский князь Александр после сражения?

8.     Где произошла решающая битва Александра Невского, защищавшего Псков от немецких рыцарей?

V группа

9. С каким врагом благоверный князь Александр предпочитал решать вопросы дипломатическим путем?

10. Что означает имя Александр?

От каждой группы приглашается к доске представитель с частью пазла.

- Что же получилось, кто догадался?

Читают, объясняют, отвечают на вопрос.

- Самоотверженность – жертвовать собой на благо других.

- Гражданский долг – обязанность одного человека перед другим по законам государства.

 Рассуждают, отвечают опираясь на учебник.

- Есть и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Работают в парах, обсуждают, делают вывод.

- Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.

Вывод: Оборонительная война может быть оправдана. 

Самостоятельно работают с текстом, выполняют задание.

Дмитрий Донской, Пересвет, Ослябя, Илья Муромец.

Слушают, смотрят видеофрагмент. 

Работают в группах.

- С именем святого благоверного князя Александра Невского.

- Отцом Александра Невского был великий князь киевский – Ярослав Всеволодович.

- Благоверный князь походил: силой – на ветхозаветного героя Самсона, красотой – на царя Иосифа Прекрасного, мудростью – на царя Соломона, кротостью и благочестием – на праведного царя Давида.

- Во главе татаро-монгольского войска стоял хан Батый.

- «Не в силе Бог, но в правде», -сказал князь своему войску, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость, а они защищали свои земли. 

- Плывущую по морю ладью с князьями Борисом и Глебом увидел воин Филипп, когда стоял в дозоре. Он услышал слова: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». 

- За победу в битве со шведами на реке Неве благоверный князь получил прозвище - Невский.         

- На Чудском озере Ледовое побоище закончилось разгромом немецких рыцарей.

- С ордынским ханом, которому платили дань, чтобы сохранить духовную свободу Руси.

- Александр – защитник людей.

Из фрагментов собирают орден Александра Невского.

Выступление ученика с подготовленным сообщением.

Домашнее задание

- История знает много примеров верного служения Родине.  Истинный патриот своей Родины не покинет её в беде. Он будет всеми силами пытаться сделать жизнь лучше, а страну красивее. Пусть же Родина для каждого человека начинается с любви, которую он носит в своём сердце!
Вспомните памятные места нашего города связанные с именем Александра Невского и подготовьте сообщение об одном из них.

Выполняют задание с помощью дополнительных источников, родителей.

Подведение итогов. Рефлексия 

Предлагаю подвести итог, закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал, что ….

- Я познакомился с такими понятиями как …

- Мне было интересно …

- Я расскажу своим родителям …

Ученики высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

.  .  .