Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Прикладное творчество в стиле «Декупаж»

Дата публикации: 2020-12-09 14:58:54
Статью разместил(а):
Белоусов Юрий Григорьевич

Прикладное творчество в стиле «Декупаж»

Авторы: Белоусов Юрий Григорьевич

и Белоусова Галина Николаевна

 

Цель урока: 

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развитием техники “Декупаж”, с основным применением её в интерьере.

2. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Задачи урока: 

Обучение: Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развитие: Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитание: Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.

Средства обучения:                                                                                                            

Демонстрационные: Компьютер, мультимедиа, проектор, экран.

Наглядные:

- образцы салфеток, 
- инструкционные карты,
- правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком,
- образцы готовых изделий.

Учебные: Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования, ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, скотч, акриловый лак или специальный лак для декупажа, который будет подтверждаться воздействию влаги, акриловые краски – для окрашивания фона, блёстки.

Ход урока

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1.   Организационный момент.

2.   Сообщение темы урока (проблемное).

3.   Актуализация знаний по предыдущему уроку (технологическая карта).

4.   Просмотр технологической карты

5.   Физминутка.

6.   Изложение нового материала.

7.   Первичное закрепление новых знаний.

8.   Рефлексия.

9.   Просмотр коллекции готовых изделий

 

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Когда вы входили в класс, я заметил, что сегодня у вас хорошее настроение, пусть оно сохранится на протяжении всего занятия! Итак, начнём.

Ребята, эпиграфом нашего урока станет выражение древнекитайского философа Конфуция. Прочитайте его и запомните, мы вернемся к нему в конце нашего занятия.

«Услышишь - забудешь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».

У вас на столах разложены материалы и инструменты, поглядите на них и попробуйте определить, чем мы с вами сегодня займемся. (Учащиеся определяют тему урока)

Учитель: Тема и цель нам ясна, но прежде чем приступить к выполнению, давайте ответим на ряд вопросов.

А для начала мы послушаем рассказ об истории возникновения декупажа, который нам подготовил Никита.

1. Что такое декорирование предмета?
2. Какие предметы можно декорировать? (примеры)
3. Какой материал используют для защиты поверхности?
4. Чем можно заменить клей ПВА?
5. Какие лак и краски используются для техники “декупаж”? Почему?
6. Какие инструменты и приспособления используются в технике “декупаж”? 
7. На какие зоны делится рабочее место?
8. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.

Учитель: А сейчас мы с вами просмотрим технологическую карту. Узнали себя?

А кто мне ответит, что такое технологическая карта?

Ответы ребят: Технологическая карта – документ, отражающий основные этапы создания изделия.

Учитель: Конечно же, мы обязаны вспомнить, при помощи чего создавали свои работы. На этом этапе нам потребуется ваша память и логическое мышление. Дома вы составляли кластер, давайте проверим, что у вас получилось.

3. Проверка домашнего задания. А теперь посмотрите, что получилось у меня.

Учитель: Ребята, за окном первый месяц весны. А это значит, что совсем скоро исчезнет снег, проснутся бабочки, прилетят птицы, деревья начнут примерять новые рубахи и платья. Ни пора ли и нам подумать о своем гардеробе? Конечно же да, так давайте и займемся мы этим прямо сейчас.

Польский композитор, пианист виртуоз, а также педагог Фредерик Франсуа Шопен написал музыку, которая помогает настраиваться на творчество. Давайте и мы настроимся, прослушав фрагмент поистине волшебной музыки.

Учитель: Ребята, я думаю, что музыка никого не оставила равнодушным, и мы, не теряя времени, вооружившись всем необходимым, приступаем к выполнению декупажа на ваших футболках. Вы перемещаетесь в царство вашей фантазии. Но старайтесь не забывать о правилах построения композиций.

4. Мастер- класс.

Ребята, в ходе выполнения работы всегда помните о правилах безопасного труда.

На экране показываются алгоритмы выполнения операций.

Пока наши работы  подсыхают, мы с вами проведем закрепление пройденной темы:

1. Выполним небольшой тест. Подведем итоги теста, учащиеся выставляют оценки друг другу. Ответы на экране.

2. Давайте попытаемся составить СИНКВЕЙН, а кто нам даст определение, что такое синквейн? (я вам напомню). Зачитываем один, два варианта, сравниваем с вариантом на экране.

Декупаж.

Старый, новый.                  

Декорирует, иллюзирует, удивляет.

Декупаж, от французского вырезать –

искусство украшения вырезанными    

красочными сюжетами.

Псевдороспись.

5. Итоги урока.

Ребята, наше занятие незаметно близится к завершению, но прежде чем вы покинете класс, мне очень хочется, чтобы вы показали, какое настроение было у вас во время урока.

На экране вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. Если вам было интересно, яблоки пусть будут на дереве. Если вам было скучно на уроке, пусть ваши яблочки падают с дерева. Если вам было неинтересно, яблоки пусть лежат под яблоней на земле. Всем понятно?

Вот мы с вами и добрались до финала. А финал - это победители и призеры, определяем, кто же у нас кем стал. Проведем самооценку своих работ, для этого используем таблицу с критериями оценки.

Каждый ученик получает такую таблицу на отдельном листе.

Критерии оценки выполнения работы учащимися

1. Соблюдение правил техники безопасности -1 балл

2. Аккуратное вырезание - 1 балл

3. Приклеивание салфеток на поверхность.- 0,5 балла

4. Дополнительная роспись изделия - 1 балл

5. Соблюдение правил лакирования- 1 балл

6. Правильность выбора композиции -0,5 балла.

Данные самооценки запишите в свою тетрадь. А сейчас оцените работу соседа. Ну и, наконец, сравним все работы и вместе выберем самые лучшие и интересные.

Учитель подводит итоги практической работы:

Все ли выполнили задания, какие ошибки возникли при работе.

Соблюдение правил техники безопасности, все ли учащиеся уложились в отведённое время.

Обобщить работы и назвать лучшие, - назвать оценки и выставить в дневник.

Вручить благодарности ученикам за лучшие работы.

Наш урок мы начали с высказывания китайского философа Конфуция, а закончим выражением испанского писателя и философа Бальтасара Моралиса: «Кто входит в чертог Фортуны через врата радости, выходит через врата скорби — и наоборот. Посему думай о конце дела, заботься о том, чтобы счастливо выйти, а не о том, чтобы красиво войти.».

6. Домашнее задание. Запишите  выражение испанского писателя и философа Бальтасара Моралиса в свою тетрадь и постарайтесь раскрыть его смысл. 

 

Приложение 1. Декупаж. История возникновения 

Техника декупаж богата своей историей. Начало возникновения этого искусства происходит в XII веке в Китае. Тогда, китайские крестьяне вырезали из бумаги отверстия в виде узоров и наклеивали их на фонари, окна и другие различные объекты в целях декорирования. Также бытует мнение, что декупаж зародился намного раньше, и был перенят китайцами ещё до первого века у восточных сибиряков, которые украшали объекты в гробницах сибирских кочевников. 

Декупаж (от франц. decouper — резать, вырезать) как вид искусства впервые упоминается в конце XV века в Германии. В XVII веке эта техника становится наиболее популярной в Венеции, когда в моду вошла мебель, декорированная инкрустациями в японском и китайском стиле.

В XVII-XVIII веках декупаж (Decoupage) был очень моден во Франции при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы украшали себя работами Ватто и Фрагонара, выполненные в этой технике. Позднее, во время Великой французской революции, эти украшения были бесследно уничтожены. Такие известные художники, как Пикассо и Матисс, также применяли в своих работах эту технику.

К середине XIX века декупаж стал массовым увлечением. Тогда для работ в основном использовались изображения ангелочков, цветов, фигурок и пасторальных сценок. Между Первой и Второй мировыми войнами декупаж стал широко известен в Америке, куда попал из Англии в качестве хобби.

XX век стал для декупажа новой страницей в технике этого искусства. В то время, эта техника становится менее реалистичной и приобретает более абстрактный вид.

 

Приложение 2. Тест.  

1. Продолжите «Декупаж» - это:

A.     вид творчества с использованием спиц и крючка. 

B.     вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки. 

C.     вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками. 

2. «Декупаж» в переводе с французского языка означает... 

A. «Разрезать» 

B. «Клеить» 

C. «Рисовать» 

3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж». 

A. Обои. 

B. Салфетка. 

C. Пленка. 

4. Уберите лишнее: 

A. Декупаж – кракелюр. 

B. Объемный Декупаж. 

C. Декупаж – золочение. 

D. Декупаж – старение. 

 

.  .  .