Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Деловые игры на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2020-12-03 19:37:10
Статью разместил(а):
Климова Елена Аркадьевна

Деловые игры на уроках в начальной школе

Автор: Климова Елена Аркадьевна

 

Учёба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понять, что все достигается трудом и что трудиться непросто.

В свете современных требований к школе особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов обучающихся, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач, является игра. Одним из актуальных на сегодняшний момент видов игр, используемых в образовательном процессе, являются Деловые игры.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, формирования регулятивных, познавательных, личностных  универсальных учебных действий. У обучающихся появляется возможность применить полученные предметные знания в различных практических ситуациях.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр и др.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игры с использованием роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая – либо ситуация. Поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ребенка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу.

Технология проведения Деловых игр.

Этап подготовки. Подготовка ДИ начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры.

Ввод в игру или ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок, собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются дополнительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации ДИ могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: организатор, генератор идей, инициатор, разработчик, контролер, эрудит.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета, сопоставляется использованная имитация с соответствующей деятельностью реального лица.

Таблица 1. Технология подготовки и проведения «Деловой игры». 

                                    I.      Этап подготовки.

а) разработка игры

- разработка сценария

- план деловой игры

- общее описание игры

- содержание инструктажа

- подготовка материального                      обеспечения

б) ввод в игру

- постановка проблемы, целей

- условия, инструктаж

- распределение ролей

- формирование групп

- консультации

                                 II.      Этап проведения

групповая работа над заданием

работа с источником

тренинг

мозговой штурм

работа с игротехником

межгрупповая дискуссия

выступление групп

защита резервов

правила дискуссии

работа экспертов

                              III.      Этап анализа и обобщения.

o   вывод из игры

o   анализ, рефлексия

o   оценка и самооценка работы

o   выводы и обобщения

o   рекомендации

 

В процессе использовании технологии «Деловая игра» можно сделать следующие выводы.

Таблица 2. Положительные и отрицательные аспекты при использовании Деловой игры в образовательном процессе.

Положительное влияние учебных деловых игр

Отрицательное влияние учебных деловых игр

- обучающиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

- обучающиеся на практике применяют свои знания;

- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

- достигаются комплексные задачи (формирование УУД)

- высокая продолжительность подготовки к занятию;

- большая напряженность для учителя;

- обучающиеся должны постепенно привлекаться к работе с использованием деловых игр

 

Деловые игры следует использовать только в том случае, когда они действительно необходимы. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на обучающихся. При применении данной технологии нужна предметная и социальная компетентность обучающихся.

Применение Деловой игры на уроках математики в начальной школе. 

В процессе применения деловых игр на уроках математики в начальной школе активно используются элементы экономического воспитания, составной частью которого является формирование у детей младшего школьного возраста уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих людей, затративших на это огромные усилия.

Деловые игры с использованием элементов экономического воспитания должны формировать и учащихся экономическое мышление. В процессе подготовки к игре проводится ввод в игру, где важное место занимает консультация – раскрытие для учащихся содержательной стороны экономических понятий, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, через различные по форме и видам математические задания. Каждое задание содержит вопрос, связанный с той или иной экономической терминологией, которую ребенок неоднократно слышал в семье, в школе, на улице. Математические задания выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора на поставленный вопрос экономического содержания.

Применение на практике деловых игр можно начать в 3 – 4 классах начальной школы. Большие возможности использования деловых игр при изучении следующих тем.

Таблица 3. Использование деловых игр на уроках математики в 3 – 4 классе.

Тема

Предлагаемый учебный материал

Табличные и внетабличные случаи умножения и деления

Знакомство с работой муниципальных организаций по озеленению города; расчет средств, затраченных на покупку и высадку саженцев.

Умножение многозначных чисел

Знакомство с работой бухгалтера; расчет заработной платы сотрудников детского сада; покупка канцтоваров, расчет родительской платы за детский сад.

Взаимосвязь между величинами «цена», «количество», «стоимость».

Решение задач нахождение цены, количества, стоимости.

Знакомство с работой строительных организаций по расчету цены, стоимости и количества необходимого строительного материала.

Взаимосвязь между величинами «время», «скорость», «расстояние».

Знакомство с работой водителей автобусов, поездов по расчету пройденного пути или выбора необходимой скорости для своевременного прибытия в пункт назначения.

Сложение и вычитание единиц измерения времени.

Знакомство с работой составителей телепрограммы.

Нахождение площади прямоугольника.

Знакомство с работой фермера, арендатора земельного участка.

Разметка земельного участка под посадку различных культур.

Решение задач на нахождение массы, единицы измерения массы.

Знакомство с работой заготовителей зерна, овощных культур.

Решение задач на нахождение общей производительности труда.

Знакомство с работой заводов по выполнению планов заказов государства.

 Умножение чисел, запись которого заканчивается нулями.

Работа сотрудников банка по производству новых банкнот на определенную сумму.

 

В ходе подготовки к игре класс делится на группы, каждой группе учитель определяет роль и вывешивается общая карта, на которую каждый ученик, решив свою конкретную задачу, вносит результат.

Задачи и арифметические расчеты по своему содержанию и логике должны быть максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям и взрослым. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире, словарный, математический и экономический запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в будущем. Посредством таких деловых игр школа готовит маленького человека к жизни уже в младшем школьном возрасте.

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся к объектам общего пользования, на этапе подготовки к деловой игре, детям можно предложить задачи такого вида.

1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8000 рублей, а за ее установку 1000 рублей. Сколько всего денег заплатили родители и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 9 человек.

2. На школьной аллее было посажено 70 деревьев, но вскоре 10 деревьев были поломаны. Сколько деревьев осталось на аллее? Подсчитайте, какой убыток понесла школа, если за покупку каждого дерева было заплачено 180 рублей.

3. В школьном здании за год разбито 10 стекол. Одно стекло стоит … рублей. Затраты на перевозку из магазина составили 800 рублей, а на остекление рам 1000 рублей. Сколько денег было потрачено школой на ремонт окон?

После проведенной подготовительной работы можно организовать ролевую игру «Ремонт нашего класса» по группам.

1.     Замена стекол (6 стекол по 390 руб.)

2.     Покраска окон (3 банки по 240 руб.)

3.     Покраска стен (6 банок по 240 руб.)

4.     Покраска пола (4 банки 220 руб.)

5.     Замена ламп дневного света (6 ламп по 25 руб.)

6.     Приобретение новых столов 15х400 руб.

7.     Приобретение новых стульев 30х250 руб.

8.     Покупка крючков для раздевалки  15 крючков по 13 руб.

9.     Покупка цветочных горшков, 9 горшков по 25 руб.

10.  Покупка штор, 14 метров по 90 руб.

11.  Стенды, 3 стенда по 75 руб.

 В общую таблицу заносятся результаты работы каждой группы, подсчитывается общий результат. Дети делают вывод о бережном отношении к школьной мебели и помещению.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в условия задачи вводятся любимые герои современных мультфильмов.

Древняя римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этой пословицы актуален и сегодня. Наше общество меняется как в социальном, так и в экономическом плане. Готовить подрастающее поколение к жизни в новых условиях, формировать у молодежи качества, необходимые для существования в этих новых условиях – вот первостепенные цели обучения.

Использование технологии «Деловая игра», начиная с начальной школы, готовит детей к будущей жизни. При применении деловых игр педагоги решают важные задачи, поставленные перед современной школой:

- связь с жизнью;

- популяризация современного направления «Финансовая грамотность»;

- воспитание личностных качеств, необходимых для современного человека.

Качества личности современно работающего человека определили и сформулировали Генри М. Левин и Рассел У. Рамбергер:

- инициативность (динамизм и творчество, самостоятельность мышления и действия);

- умение сотрудничать (конструктивное и целенаправленное взаимодействие с другими;

- больше внимания уделять групповым формам обучения);

- умение работать в коллективе (групповые формы учебной деятельности вместо крайнего индивидуализма и соперничества);

- взаимное обучение;

- владение оценочными действиями (расширение опыта учащихся в нотации и оценке работы как собственной, так и своих коллег);

- коммуникативность (надлежащее владение устной, письменной коммуникацией;

- умение слушать, читать и правильно интерпретировать смысл полученной информации);

- умение логически мыслить (избегать запоминания и механического заучивания);

- умение решать проблемы;

- умение принимать решения;

- умение получать и использовать информацию;

- умение планировать;

- умение учиться (владеть когнитивными и эффективными навыками, способствующими приобретению новых знаний).

Заключение.

В историю педагогической практики ушли игры с применением сказочных персонажей, игровых сюжетов, использование игр под непосредственным руководством учителя.

На первый план современной педагогической практики выходят новые педагогические технологии, которые применяются для обучения взрослых и детей. Изменилась и теоретическая основа конструирования и проведения дидактических игр.

«Обучение в игре – это латентное (скрытое) обучение. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, и задача обучения им не осознается. Постижение учебной задачи является сопутствующим игре». (Джапаридзе М.А.)

 

.  .  .