Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Консолидация географических и экономических знаний как залог качества образования

Дата публикации: 2020-10-29 13:21:46
Статью разместил(а):
Криворотова Виктория Викторовна

Консолидация географических и экономических знаний как залог качества образования

Автор: Криворотова Виктория Викторовна

ГБОУ СПО ЛНР «Новосветловский аграрный колледж», пгт.Новосветловка

 

Качественное образование рассматривается сегодня как один из важнейших стратегических ресурсов,без которого развитие географии и экономики в принципе невозможно,как один из индикаторов высокого уровня жизни,инструмент социального согласия и экономического роста.Повышенный интерес общества и учащихся к экономико –  географическим знаниям ставит вопрос об усилении географического образования и повышение уровня географических знаний путем их интеграции в содержание школьных предметов,в частности географии.

Основная задача экономического образования –сформировать опыт творческой деятельности, который предусматривает развитие способностей хозяйства, умение анализировать экономическую ситуацию, давать оценку событиям, которые происходят, находить альтернативные пути выхода из конкретной ситуации и т.д.

В мировом обществе экономический потенциал территорий уже не настолько зависит от выгодного географического положения, наличия ресурсов, сколько от способности социума, который проживает на данной территории, учитывая эти особенности в оценивании, прогнозировании развития, усвоении разнообразных инноваций.

Заданием современного школьного географического образования является осуществление переориентации целей географического образования на формирование жизненно важных компетенций учащихся, которые способствовали бы их адаптации  к активному участию в жизни общества, обновление содержания географического образования, увеличение внимания на выявление характера взаимоотношений в системе «природные условия и ресурсы – человек – общество».

География – одна из немногих наук, которая своей предметной областью охватывает и природу, и общество, пользуется природными и общественными законами развития.

Информация о среде существования человечества и его потенциал –это новейшая часть человеческого капитала.

Мировое сообщество двигается в направлении геоинформационного общества, в котором существуют определенные потоки информации, а также восприятие этой информации может быть разным.

В современном обществе усиливается спрос на геопрогнозирование, экспертизы развития геосистем на всех пространственных уровнях.

Глобализация современной жизни мирового сообщества, коренные социальные и географические изменения в мире требуют формирования современной географической культуры нации в целом и усиление роли географического образования личности в частности.

Особенно актуальным сегодня становится воспитание человека, который благодаря приобретенным географическим знаниям будет способным осознавать свое место в географических процессах общества, обрабатывать и анализировать географическую информацию, ориентироваться в географических сообщениях и программах, вступать в цивилизованные отношения и принимать экономически взвешенные решения как для самореализации в профессиональном и личном плане, так и в интересах общества.

Содержание экономико–географического образования комплексное. Оно включает научные, морально–эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты.
Однако экономико – географического образования должно быть шире и интегрироваться в смежные предметы, что позволит сформировать высший уровень экономических и географических знаний, которые бы характеризовались умением обучающихся сравнивать, анализировать, обобщать,иметь представление об экономической жизни страны,мира в целом и в определенной их взаимосвязи.

Повышенный интерес общества и обучающихся к экономико – географическим знаниям ставит вопрос об усилении экономического и географического образования, повышение уровня знаний путем их интеграции в содержание школьных предметов, в частности географии.

Межпредметное интегрированное содержание (сочетание разнохарактерных знаний, способов,интеллектуальных технологий) содержит в себе большие возможности для развития интеллектуальных творческих способностей обучающихся через создание проблемных ситуаций, способствует погружению в информационно-плотную среду,повышает уровень личностного развития обучающихся, предоставляет знаниям личностного смысла [3].

Содержание школьного предмета становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в обществе. Школьный курс географии дает для этого возможности, ведь цель и задачи географии и экономического образования тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Во время преподавания географии нужно обращать внимание на интерес детей к экономике, использовать мотивационный аспект, практический опыт, который позволяет не только усилить познавательный интерес и деятельность обучающихся,но и повысить качество экономических знаний и умений. Поэтому, преподавая географию, нужно опираться на те сведения, которые обучающиеся уже получили из различных источников информации.

Преподавание школьной географии необходимо организовать так, чтобы оно соответствовало характеру деятельности будущих поколений: способствовало осознанию внешне -и внутренне сбалансированного функционирования триады "природа – население –  хозяйство".

Поэтому обязанностью преподавателя географии является помощь обучающимся в их определении со своими познавательными жизненными интересами, с формулировкой ими личных приоритетов, адекватных общечеловеческим ценностям. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, то есть были деятельностными.

Такой подход будет способствовать актуализации учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой и других компетенций и значительно повышать социальный вес географических знаний.

В любые времена географы обслуживают разные запросы и потребности общества. География – одна из немногих наук, которая своей предметной областью охватывает и природу, и общество, пользуется природными и  общественными законами развития. Но в последние годы отмечается ослабление позиций географии в прагматической деятельности общества. Географы должны научиться нарушать и разрабатывать проблемы в контексте современного развития цивилизации [6].

География вынуждена сама прокладывать путь в направлении повышения собственного социального статуса, поскольку мало представлена в среде техники и экономики. Социальный статус определяется способностью решать реальные задачи, стоящие перед деловым миром. Географическое образование должно найти свою нишу в решении насущных социально значимых проблем, поскольку учебный предмет формирует социальный статус науки в широких слоях населения.

География – единственная наука, которая в комплексе рассматривает все аспекты сбалансированного (устойчивого) развития, вопросы анализа и прогнозирования путей устойчивого развития как сочетание бизнес-факторов. Поэтому актуальной задачей в географии является более полное использование возможностей обучающихся в деловой сфере.

Использование территориального, природоресурсного и социального капиталов для ведения устойчивого бизнеса рассматривается как важная предпосылка конструктивной региональной политики. Территориальный менеджмент, присущий рыночной экономике, дает возможность взаимосогласованного использования территории как интегрального ресурса.

Возникает потребность в специалистах, способных оценить конкурентоспособность регионов и разработать стратегии их развития.

География является не только источником новых сведений о Земле, но и основой для формирования гуманистического мировоззрения, воспитания заботы, любви к родному краю, способствует приобретению умений и навыков адаптации к окружающей среде, адекватного поведения в ней. Раскрывая законы природы и общества, география дает информацию для размышлений.

Изучение географии должно продолжаться в течение всей жизни, поскольку является источником новой информации, получение и умений и умение ориентироваться в пространственно-временных реалиях.

Рассматривая перспективные направления образовательной географии информационного общества, стоит обратить внимание на конструктивно-исследовательский блок географических образований, в состав которого, помимо прочего, входят геоинформатика и ГИС–технологии, моделирование и методика территориальной организации окружающей среды и социума.

География является сердцем новых технологий накопления и систематизации информации. Геоинформационная система–результат сотрудничества географов и специалистов всех отраслей науки, культуры и хозяйства. Поэтому ознакомление обучающихся с вопросами использования ГИС-технологий является полезным для развития мировоззрения, общей культуры и жизненных компетентностей обучающихся.

Владение пространственной информацией–традиционная специфика географии. Это дает возможность географии войти в мощный информационный бизнес, который стремительно формируется в современном обществе. Информация и производные от нее знания становятся основным производным ресурсом. Формируется спрос на решение задач пространственно–атрибутивного выбора, оценки, оптимизации на основе ГИС-технологий. И это в условиях трансформации пространственной организации общества и производства под влиянием процессов глобализации.

Очень важным будут потоки, связанные с геопространственными данными. География формирует представления, которые содержатся в организованных базах данных.Этой информацией должны пользоваться не только ученые, но и педагоги, бизнесмены, рядовые граждане. Это позволит всему обществу сделать шаг вперед.

Новые, привлекательные и, соответственно, прибыльные отрасли знаний характеризуются прогностическим характером, направленные в будущее, на решение конкретных проблем развития. Именно география выделяется среди других наук методами пространственного анализа и синтеза. Кто заблаговременно распознает наиболее вероятное направление общественного развития, сможет выбрать лучший вариант хозяйственной, природоохранной и другой деятельности. Общество готово содержать лишь тех, кто способен реально что-то вложить в его развитие.

Функции географии должны заключаться не только в формировании мировоззрения человека и общества, но и в использовании методов пространственно-временного анализа в разработке моделей территориальной организации управления и развития. Это будет способствовать формированию спроса (социального заказа) на географические знания, превращение их в реальный ресурс общественного развития.

Восприятие обществом географических знаний как необходимость или потенциал развития возможно только при условии преобразования их в проблемно-ориентированных. Это будет способствовать приобретению географией "социальной самоокупаемости".

Успешная реализация этих заданий способствует повышению социального и экономического значения географического и экономического образования.

 

Литература:

1. Багров Н.В. Информационная география в универсуме знания // Университеты.- 2007.-№ 3.-с. 4-15.

2. Беляева М.В.Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условия устойчивого развития общества.-2017.-с.6-10.

3. Дышлюк И.С. Межпредметная интеграция средствами ученого предмета: концептуальная модель.

4. Дронов В.П., Лобжанидзе А.А., Лопатников Д.Л.Концептуальные подходы к изучению географии в старшей школе.-2018.- № 3.-с.9-16.

5. Кочуров Б.И., Смирнова О.В. Научно-географические основы изучения природного и культурного наследия в школьной географии России.- 2016.-с.10-18.

6. Черванев И.Г., Игнатьев С.Е. Бизнес-география: Перспективы, или Попытка догнать поезд, который ушел//География.-2008.-№ 5.-с.2-5.

 

.  .  .