Мониторинг базовых учебных действий

Дата публикации: 2020-05-22 06:30:37
Статью разместил(а):
Фандрих Людмила Михайловна

Мониторинг базовых учебных действий

Автор: Фандрих Людмила Михайловна

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5»

 

В соответствии с деятельностным подходом требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено включение в содержательный раздел программы формирования базовых учебных действий.

Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов.

Под базовыми учебными действиями (далее - БУД) в примерных АООП понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

Программа формирования БУД включает четыре группы:

1) личностные БУД;

2) коммуникативные БУД;

3) регулятивные БУД;

4) познавательные БУД. 

Существуют определенные различия формирования БУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из самых важных и непременных условий формирования БУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

I -IV классы

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

V-IX классы 

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. 

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. 

Познавательные учебные действия: 

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами. 

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования в рамках общеобразовательной школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.

Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД. 

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ система работы по формированию БУД должна быть отражена как соответствующем разделе АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой рабочей программе учебного предмета, курса. Требования к структуре программы формирования БУД и рабочей программы представлены в Стандартах.

Учитывая, что для отдельных обучающихся могут разрабатываться и индивидуальные учебные планы, в этих планах могут отражаться и особенности работы по формированию БУД.

Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

Функции базовых учебных действий: 

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

• реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

• формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к даль­нейшей трудовой деятельности;

• обеспечение целостности развития личности обучающегося.

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия (Приложение 1).

В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся.

Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и познавательных БУД (например, таких как сравнение предметов, сериация, а также более предметных БУД - умений читать, писать, выполнять арифметические действия) на таких учебных предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях для учителей по методикам преподавания этих предметов.

Обеспечение эффективности работы по формированию БУД у обучающихся предусматривает постоянный мониторинг ее результатов, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:  

0 баллов - действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым);

1 балл - обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;

2 балла - обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;

3 балла - обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания ученика к в правильности выполнения действия);

5 баллов - обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.

Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики проводимой разными специалистами (учителями, логопедом, психологом).

В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы:

- наблюдение,

- беседа,

- различные виды психолого­педагогического эксперимента,

- анализ продуктов деятельности учащихся,

- анкетирование родителей и педагогов.

Так, педагогическое наблюдение может носить формализованный характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям (перечню групп БУД) и заданной системой их бальной оценки. Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу (Приложение 2). Фамилии учащихся в таблице могут обозначаться порядковыми номерами в соответствии со списком классного журнала. Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней.

Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться типовые задачи, представленные в специальных учебных тетрадях. Характер выполнения учащимися этих типовых задач может является предметом оценивания с помощью бальной шкалы, указанной выше.

Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования БУД. Здесь также рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности БУД. Подобная система оценки сформированности БУД может осуществлять и учителем-логопедом.

Данные результатов наблюдения, психологической и логопедической диагностики заносятся каждым специалистом в индивидуальную карту развития обучающегося и используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Важнейшей составляющей комплексной диагностики БУД является оценивание их сформированности родителями. С ними, как с полноправными участниками образовательного процесса, заранее согласуются показатели сформированности БУД и в дальнейшем оценивается (например, посредством анкетирования) динамика их формирования у детей (Приложение 3).

В заключение следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей. Выстраивание такого взаимодействия может осуществляться в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума, к функциям которого относится отслеживание общей динамики развития обучающихся, в т.ч. за счет оценки сформированности БУД, а также разработка и корректировка образовательных маршрутов.

Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является непрерывное повышение их квалификации в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционно- педагогической работе с детьми.

 

Список литературы:

2. Кузма Л.П., Клещева Л.А. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью // Кубанская школа. Научно-методический журнал. - 2016. - № 3.

3. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г. Асмолова. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред. Н.М. Назаровой. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005

 

Приложение 1

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов V-- IX классов

Смысловые акценты

Письмо и развитие речи 

Чтение и развитие речи 

Математика 

Трудовое обучение 

География 

Биология 

Социально бытовая ориентировка 

Изобразительное искусство 

Физическая культура 

Личностные 

Испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. 

Регулятивные 

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. 

Коммуникативные 

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 

Познавательные 


Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; 

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  

Приложение 2

По возможности обучения, учащиеся с ОВЗ делятся на группы: (1 группа - успешно овладевают программным материалом; 2 группа - испытывают некоторые трудности, нужна помощь; 3 группа - овладевают программным материалом на самом низком уровне).

В связи с этим, мы предполагаем, что в начальном звене БУД 1 группы будут сформированы, 2 группы – частично сформированы, 3 группы – необходимо формировать и в среднем, старшем звене. 

 

Мониторинг уровня сфрмированности базовых учебных действий

Класс _________________ дата_________________       

№ п/п 

Формируемое базовое учебное действие 

Ф.И.О, обучающегося 

Средний бал по группе БУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Личностные БУД 

1.1.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. 

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7.

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные БУД

2.1.

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

обращаться за помощью и принимать помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7.

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные БУД

3.1.

входить и выходить из учебного помещения со звонком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.

ориентировать в пространстве класса (зала, учебного  помещения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.

пользоваться учебной мебелью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5.

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6.

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7.

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.8.

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные БУД

4.1.

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.

устанавливать видо-родовые отношения предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4.

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5.

читать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.6.

писать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.7.

выполнять арифметические действия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.8.

умение наблюдать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.9.

умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу и др.).