Мониторинг базовых учебных действий
Мониторинг базовых учебных действий
Автор: Фандрих Людмила Михайловна
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5»
В соответствии с деятельностным подходом требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено включение в содержательный раздел программы формирования базовых учебных действий.
Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов.
Под базовыми учебными действиями (далее - БУД) в примерных АООП понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Программа формирования БУД включает четыре группы:
1) личностные БУД;
2) коммуникативные БУД;
3) регулятивные БУД;
4) познавательные БУД.
Существуют определенные различия формирования БУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из самых важных и непременных условий формирования БУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.
I -IV классы
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
V-IX классы
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования в рамках общеобразовательной школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.
Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ система работы по формированию БУД должна быть отражена как соответствующем разделе АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой рабочей программе учебного предмета, курса. Требования к структуре программы формирования БУД и рабочей программы представлены в Стандартах.
Учитывая, что для отдельных обучающихся могут разрабатываться и индивидуальные учебные планы, в этих планах могут отражаться и особенности работы по формированию БУД.
Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.
Функции базовых учебных действий:
• обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
• реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
• формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
• обеспечение целостности развития личности обучающегося.
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия (Приложение 1).
В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся.
Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и познавательных БУД (например, таких как сравнение предметов, сериация, а также более предметных БУД - умений читать, писать, выполнять арифметические действия) на таких учебных предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях для учителей по методикам преподавания этих предметов.
Обеспечение эффективности работы по формированию БУД у обучающихся предусматривает постоянный мониторинг ее результатов, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;
2 балла - обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;
3 балла - обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания ученика к в правильности выполнения действия);
5 баллов - обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.
Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики проводимой разными специалистами (учителями, логопедом, психологом).
В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы:
- наблюдение,
- беседа,
- различные виды психологопедагогического эксперимента,
- анализ продуктов деятельности учащихся,
- анкетирование родителей и педагогов.
Так, педагогическое наблюдение может носить формализованный характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям (перечню групп БУД) и заданной системой их бальной оценки. Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу (Приложение 2). Фамилии учащихся в таблице могут обозначаться порядковыми номерами в соответствии со списком классного журнала. Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней.
Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться типовые задачи, представленные в специальных учебных тетрадях. Характер выполнения учащимися этих типовых задач может является предметом оценивания с помощью бальной шкалы, указанной выше.
Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования БУД. Здесь также рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности БУД. Подобная система оценки сформированности БУД может осуществлять и учителем-логопедом.
Данные результатов наблюдения, психологической и логопедической диагностики заносятся каждым специалистом в индивидуальную карту развития обучающегося и используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Важнейшей составляющей комплексной диагностики БУД является оценивание их сформированности родителями. С ними, как с полноправными участниками образовательного процесса, заранее согласуются показатели сформированности БУД и в дальнейшем оценивается (например, посредством анкетирования) динамика их формирования у детей (Приложение 3).
В заключение следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей. Выстраивание такого взаимодействия может осуществляться в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума, к функциям которого относится отслеживание общей динамики развития обучающихся, в т.ч. за счет оценки сформированности БУД, а также разработка и корректировка образовательных маршрутов.
Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является непрерывное повышение их квалификации в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционно- педагогической работе с детьми.
Список литературы:
2. Кузма Л.П., Клещева Л.А. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью // Кубанская школа. Научно-методический журнал. - 2016. - № 3.
3. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г. Асмолова. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред. Н.М. Назаровой. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005
Приложение 1
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов V-- IX классов
Смысловые акценты |
Письмо и развитие речи |
Чтение и развитие речи |
Математика |
Трудовое обучение |
География |
Биология |
Социально бытовая ориентировка |
Изобразительное искусство |
Физическая культура |
Личностные |
Испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
||||||||
Регулятивные |
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
||||||||
Коммуникативные |
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
||||||||
Познавательные |
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; |
Приложение 2
По возможности обучения, учащиеся с ОВЗ делятся на группы: (1 группа - успешно овладевают программным материалом; 2 группа - испытывают некоторые трудности, нужна помощь; 3 группа - овладевают программным материалом на самом низком уровне).
В связи с этим, мы предполагаем, что в начальном звене БУД 1 группы будут сформированы, 2 группы – частично сформированы, 3 группы – необходимо формировать и в среднем, старшем звене.
Мониторинг уровня сфрмированности базовых учебных действий
Класс _________________ дата_________________
№ п/п |
Формируемое базовое учебное действие |
Ф.И.О, обучающегося |
Средний бал по группе БУД |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Личностные БУД |
|||||||||||||
1.1. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. |
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.7. |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные БУД |
||||||||||||||
2.1. |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. |
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.6. |
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.7. |
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные БУД |
||||||||||||||
3.1. |
входить и выходить из учебного помещения со звонком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. |
ориентировать в пространстве класса (зала, учебного помещения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. |
пользоваться учебной мебелью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. |
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6. |
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.7. |
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.8. |
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные БУД |
||||||||||||||
4.1. |
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. |
устанавливать видо-родовые отношения предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3. |
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.4. |
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.5. |
читать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.6. |
писать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.7. |
выполнять арифметические действия; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.8. |
умение наблюдать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.9. |
умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу и др.). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|