Классный час в 5 классе "День Победы"

Дата публикации: 2020-04-07 08:56:20
Статью разместил(а):
Ануфриева Наталья Николаевна

Классный час в 5 классе «День Победы», посвященный празднованию 75-летия победы в Великой Отечественной войне

Авторы: Ануфриева Наталья Николаевна

и Бурлакова Анастасия Дмитриевна

МОУ "СШ № 2", р.п. Новоспасское Ульяновской области

 

Цели: 

·        Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях.

·        Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.

·        Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

·        Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Задачи: 

Образовательные:

·         Погрузить детей в атмосферу военного времени.

·         Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.

·         Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные:

·         Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

·         Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

·         Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

·         Воспитание честности, благородства, сострадания.

·         Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

·         Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие:

·         Развивать интерес к изучению истории.

·         Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный комплекс, презентация, выставка книг, посвященных событиям Великой Отечественной Войны, записи с песнями военных лет, сообщения учащихся, стихи, конверты-заготовки для подарка ветеранам. 

Ход классного часа

1.  Мотивирование к учебной деятельности.

Звучит песня «День Победы».

Учитель: Добрый день. Посмотрите в окно. Как ярко светит сегодня солнышко. У вас замечательное настроение. Улыбнулись друг другу.

2. Актуализация знаний.

Учитель: С чем связана эта песня? (С Днем Победы.)

Кто знает, когда отмечает наша страна праздник День Победы? 

А как вы думаете, должны мы помнить об этом дне? Почему? (Мы живем в мирное время). 

Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война? (75)

Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор. В 2020 году 9 мая наша страна будет отмечать 75-летие со Дня Победы.  

Сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Догадайтесь, чему оно будет посвящено?

Что такое День Победы?

(Ученик читает стихотворение) 

Ученик: Что такое День Победы? 
                Это утренний парад:
                Едут танки и ракеты,
                Марширует строй солдат.

                Что такое День Победы? 
                Это праздничный салют:
                Фейерверк взлетает в небо,
                Рассыпаясь там и тут.

                Что такое День Победы? 
                 Это песни за столом,
                 Это речи и беседы,
                 Это дедушкин альбом.

                Это фрукты и конфеты,  
                Это запахи весны…
                Что такое День Победы –
                Это значит – нет войны.

Учитель: Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

3. Новая тема.

Ученик рассказывает подготовленное сообщение.

Ученик: Война. Слово короткое, но страшное. Невозможно и представить, что чувствуют и как живут со своими страшными воспоминаниями участники и очевидцы событий семидесятилетней давности.

Война. Это страшное слово, мгновенно облетело все крупные и малые селения, никого не обошло стороной.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг: — Война! Война!

В мирное летнее утро 22 июня 1941г. люди услышали рёв самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога, - вот так вероломно немецкие фашисты начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. А самым главным руководителем у них был Адольф Гитлер – это жестокий человек, который обманул свой народ и хотел сделать всех людей рабами немецких фашистов 22 июня 1941 года они перешли границу СССР. Вы спросите, как же все люди об этом узнали? Ведь Интернета и даже телевизоров в то время не было! Но зато на улицах стояли специальные громкоговорители, и 22 июня около них собралось много людей. 

(Звучит голос Левитана) 

Ученик: Война беспощадно вторгалась в детство, калечила юность, повергала в отчаяние стариков. Многие жители нашей страны участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны. В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Все для фронта, все для победы!».

В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.

Учитель: Сегодня накануне Великого праздника 75-летия Дня Победы мы поговорим о подвиге таких же девчонок и мальчишек, как вы. О таких  же,  как вы детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945  годов стали в шеренге  бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том, как дети  вместе со взрослыми приближали Победу, как они  не жалея сил, не жалея  своей жизни боролись за родную землю. О том, как они  побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю.   

Ученик: Война прошлась по детским судьбам грозно,

              Всем было трудно, трудно для страны,

              Но детство изувечено серьезно:

              Страдали тяжко дети от войны…

Учитель: Мальчишки  и девчонки страшных военных лет  не играли в войну. Они жили по суровым военным законам. Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

Маленькие герои большой страны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Мальчишки и девчонки собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными. Выступали с концертами в госпиталях. Не жалея сил днем и ночью работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу.

Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы мстить врагу за погибших родных и друзей, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами на  нашей земле.

(Рассказы ребят о героях, сопровождаемые презентацией)

Ученик 1: Валя Котик родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка.

В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи: «Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошел в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин».

Ученик 2: Марат Казей  – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К.К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Ученик 3: Лёня Голиков  был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

Ученик 4: Зина Портнова – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Учитель: Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.

Учитель: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

(Выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги) 

Ученица: «Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера, и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Учитель: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк. Список имен и фамилий детей, защищавших нашу Родину можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои, многие награждены медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.

(Сообщение ученика) 

Ученик: 8 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии. Это произошло в 22:43 по центрально-европейскому времени и в 00:43 – по московскому. С 1:00 по московскому времени вступил в силу акт. Поэтому в европейских странах День Победы отмечают 8 мая, а в России 9-го. Интересно, что, хотя акт о капитуляции был принят, Советский Союз продолжал официально оставаться в состоянии войны с Германией до 1955 года, когда соответствующее решение было принято Президиумом Верховного Совета СССР.

Девятого мая на Центральный аэродром имени Фрунзе города Москвы приземлился самолёт, который привёз в столицу акт о капитуляции Германии. Парад Победы состоялся на Красной площади 24 июня. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Торжественным маршем прошли через площадь сводные полки фронтов. Впереди шли командующие армиями и фронтами, Герои Советского Союза несли знамёна.

Этот праздник традиционно отмечается 9 Мая. Он символизирует стойкость и самопожертвование народов Советского Союза. Сообща, ценой чудовищных потерь, удалось отстоять родную землю и победить в самой масштабной войне, которая когда-либо случилась в истории человечества. Таких жестоких битв с участием миллионов солдат и десятков тысяч машин еще никогда не было за всю историю развития человеческой цивилизации.

Учитель: В 2020 году День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем.

4.  Первичное закрепление. 

Учитель: Сейчас мы поведем небольшую игру в загадки ко Дню Победы.

(Игра «Загадки  ко Дню Победы») 

1. С врагом Егорка —
    Скороговоркой
    Поговорил —
    И страх внушил.
    Просто хват
    Говорливый …(Автомат)

2. Глазами не увидишь, руками не возьмешь,
   А без него в атаку не пойдешь. (Боевой клич УРА!!!)

3. Из ограды ствол торчит,
    Беспощадно он строчит.
    Кто догадлив, тот поймет
    То, что это … (Пулемет) 

 4. Он готов в огонь и бой,
    Защищая нас с тобой.
    Он в дозор идёт и в град,
    Не покинет пост.  (Солдат)

5. Нрав у злодейки буйный, злой,
    А прозывается ручной.
    Но совсем не виновата
    В этом грозная …  (Граната)

6. Самолет парит, как птица,
    Там — воздушная граница.
    На посту и днем, и ночью
    Наш солдат — военный …(Летчик)

7. Снова в бой машина мчится,
    Режут землю гусеницы,
    Та машина в поле чистом
    Управляется … (Танкистом)

8. Подрасту, и вслед за братом
    Тоже буду я солдатом,
    Буду помогать ему
    Охранять свою …(Страну)

9. Здесь чеканит шаг 
    Воинов отряд,
    Реет гордый флаг.
    Смотрим что? - … Парад

10. Любой профессии военной
     Учиться надо непременно,
     Чтоб быть опорой для страны,
     Чтоб в мире не было …(Войны)

11. В небе праздничный салют,
      Фейерверки там и тут.
      Поздравляет вся страна
      Славных ветеранов.
      А цветущая весна
     Дарит им тюльпаны,
     Дарит белую сирень.
     Все узнали этот день? (День Победы)

12. Всегда им победить охота,
      Идет вперед, примкнув штыки …
      Пехота

      Имя девичье носила
      И врага огнем косила,
      Вражьи замыслы поруша,
     Легендарная … (Катюша)

13. Все веселятся: ребята и взрослые
      Песни победные звонко поют, 
      В небе ночном рассыпается звездами
      Праздничный, всеми любимый …(Салют)

14. Он на фронте воевал.
      И давно седым уж стал.
      По-военному одет,
      Ветеран войны – мой … (Дед)

5.  Самостоятельная работа. Изготовление подарков ветеранам.

6. Заключение классного часа.

Учитель: Радовались все: и взрослые, и дети. В приближении этого дня принимали участие весь народ: и стар, и млад.

(Два ученика читают стихи)

Ученик 1: Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землёй.

Поклонимся за тот великий бой.

Ученик 2: Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда – то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто шёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

    Вспомним!

Учитель: Почтим память всех погибших воинов, защищающих нашу страну, нашу Родину минутой молчания. Прошу всех встать.

(Минута молчания) 

Учитель: С 2005 года проводится патриотическая акция «Георгиевская ленточка» с целью вернуть и привить ценность праздника молодому поколению. В канун празднования дня Победы каждый может приколоть на грудь или привязать антенну автомобиля «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом СССР, как символ воинской доблести, Победы, боевой славы и признания заслуг фронтовиков.

7. Рефлексия:

Звучит песня «День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова. Учащиеся класса выходят со своими подарками, которые сделали своими руками и дарят ветеранам, приглашенным на классный час.

Учитель: Классный час наш закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны.