Формирование информационной грамотности младших школьников

Дата публикации: 2020-03-25 18:21:15
Статью разместил(а):
Иванова Нелли Владимировна

Формирование информационной грамотности младших школьников

Автор: Иванова Нелли Владимировна

 

Пять лет тому назад Южная Корея официально заявила о появлении нового диагноза современных детей – цифровое слабоумие. В 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в головном мозге этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции.

Массовое помешательство на смартфонах и прочих цифровых гаджетах — неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны. Вместе со смартфонами и прочими гаджетами вирус цифрового слабоумия проникает во все страны и все слои общества. Он не знает географических и социальных границ. 

Современные дети привыкли поглощать  информацию, они знают на каком сайте можно найти информацию, однако не могут ее запомнить на долгое время, испытывают сложности при пересказе,  имеют не устойчивое внимание, более раздражительны.

ФГОС НОО среди метапредметных результатов определяют ключевой термин информационная грамотность это  способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Таким образом, информационная  грамотность рассматривается  как компонент метапредметных  и предметных  результатов и формирующих умения работы с информаицей.

Исследованием компонентного состава информационной грамотности школьников занимались многие ученые: Д.С. Ермакова, Т.В. Борисова, Л.В. Воронина, В.В. Артемьева, А.В. Горячева. Опираясь на их работы я определила следующие критерии сформированности информационной компетентности младших школьников:

1. Операционно-деятельностный критерий: умение выделять недостоверную и сомнительную информацию; умение находить дополнительную информацию; умение обобщать, сравнивать данные, интерпретировать полученную информацию; умение описать и представить результаты своей работы.

2. Ценностно-мотивационный критерий: готовность к работе с ИКТ; использование в самостоятельной и исследовательской деятельности информационных технологий.

3. Когнитивный критерий: знание о том, какие источники информации существуют; умение вводить и оформлять текст  в текстовом редакторе.

По мнению Селевко Германа Константиновича профессора, кандидат педагогических наук любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). С целью формирования информационной грамотности на уроках использую следующие методы, технологии: (на слайд) 

•  метод проблемного обучения;

•  эвристические беседы;

•  игровые технологии;

•  словесные методы.

Проведя анализ учебно-методического комплекса, пришла к следующим выводам: в учебных пособиях УМК «Школа России» включены задания формирующие умения поиска  информации в различных источниках, преобразование  и обобщение информации; задания на умения доказывать и аргументировать свою точку зрения; умение кодировать и декодировать информацию; находить факты в тексте в явном виде. Таким образом аппарат УМК «Школа России» формирует информационную грамотность младших школьников.

На мой взгляд, при работе с информацией очень важно научиться понимать прочитанное. Эти умения формирую, используя  приемы стратегии чтения:

Прием «6-ти вопросов»

Приём «антиципации

Приём «кластер»

Приём «синквейн

Прием «схем» и «таблиц»

Приём чтения со «стопами»

Приём «водопад

Приём «несоответствий» (коллизий)  

Приём «Толстые и тонкие вопросы».   

В начальной школе дети знакомятся с особым способом организации информации – лексикографическим, учатся работать со словарём как  информационным источником. На уроках русского языка дети учатся находить лексическое значение слов по толковому словарю проверяют правильность написания слов в орографическом словаре,  находят синонимы и антонимы в словаре синонимов и антонимов, знакомятся с фразеологизмами и их толкованием в словаре фразеологизмов и т.д. На уроках литературного чтения дети знакомятся с новыми словами  из литературных произведений, опираясь на словарь  «непонятных» слов учебника.

В курсе окружающего мира младшие школьники знакомятся с новыми словами, определениями, в дальнейшем они смогут использовать их  для решения учебных познавательных задач. В 3-м классе дети самостоятельно  по заданию учебника вносят в рабочую тетрадь  определения и на основе изложенного материала учебника дают его толкование. В 4 классе эта работа продолжается, но информации в учебнике для определения уже недостаточно, нужна дополнительная литература для этого  создала словарь терминов по окружающему миру 4 класс.

На мой взгляд, одним из универсальных методов формирования информационной грамотности является метод проектов. Так как основными направлениями работы над проектами является сбор, систематизация, хранение и использование информации,  ученики формируют  информационно-поисковые и информационно-аналитические умения, формируют ораторские умения.    Работу над учебными проектами  реализую с использованием систематизации и интеграции учебных проектов, внеурочной деятельности. Данный метод позволяет сократить количество учебных проектов, не теряя их содержания.

С целью формирования работы с ИКТ адаптирую детей к цифровым образовательным ресурсам. Включаю в уроки презентации, видео- и аудиоматериалы, программы-тренажеры.

В рамках урока технологи провожу занятия компьютерной грамотности. Ученики получают возможность научиться набирать текст, создавать презентаций, искать и находить информацию в сети интернет.

Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие, которое необходимо формировать в урочной и внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности «Умники и умницы», использую рабочие тетради О. Холодвой. Благодаря грамотно выстроенным заданиям в рабочих тетрадях мы с учениками развиваем мышление,  внимание, зрительную и слуховую память, решаем логические задачи, учимся алгоритмизации.

Сформированная система педагогических форм и методов, приемов способствующих формированию информационной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности дала положительные результаты. Методика по проверке метапредметных результатов «Комплексные  работы» показала следующие результаты.

Результатом своей работы считаю участие детей в исследовательских конференциях, предметных олимпиадах.

Выработанная педагогическая система, состоящая из различных форм и методов обучения, приемов, создала условия для формирования информационной грамотности у обучающихся начальной школы, что позволит им успешно обучаться в основной школе.