Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка открытого внеаудиторного мероприятия для студентов «Время, события, люди»

Дата публикации: 2020-03-25 06:53:55
Статью разместил(а):
Алексеева Туяра Алексеевна

Разработка открытого внеаудиторного мероприятия для студентов

«Время, события, люди»

к 125-летнему юбилею П.А. Ойунского

Автор: Алексеева Туяра Алексеевна

ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский медицинский колледж», г. Якутск

 

Форма: Тематический вечер.

Время: 60 минут.

Место проведения: актовый зал ГБПОУ РС (Я) «ЯМК».

Участвуют: группы СД-11, СД-12, участники викторины.

Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости к культуре восприятия литературных произведений и народного искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к своему народу, Родине, уважение к ее традициям, историческому прошлому.

Задачи:

- развить оригинальное мышление, сообразительность, речь;

- воспитать интерес к культуре своего народа;

- отработать навыки группового взаимодействия;

- раскрыть творческий потенциал студентов, привлечь интерес к родной литературе.

Методическая цель: показать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме тематического вечера.

Воспитательная цель:

 Воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения.

   Формируемые общие компетенции (ОК):

•         ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. 

•         ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 

•          ОК 11. Быть готовым брать пример на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Оснащение: Сценарий тематического вечера, викторина, экран, мультимедийная аппаратура, ноутбук, микрофон, формы протоколов для жюри, музыкальные инструменты, призы.

Раздаточный материал: бумаги; ручки; конверты с буквами.

Мультимедиа: презентация, литературная викторина.

 

СТРУКТУРА

Этапы

Время

Организационная часть

1

Выступление ансамбля (народные песни)

3 мин.

2

Организационный момент

1 мин.

3

Целевая установка – вводная беседа

 

2 мин.

Основная часть

3

Основная часть

45 мин.

-

Теоретическое вступление

2 мин.

-

Презентация о жизни, деятельности П.А. Ойунского         

7 мин

-

«По страницам любимых произведений» обзор стихов  Ойунского (отрывки стихов)

10 мин.

-

Литературная викторина «Литературный ринг»

20 мин.

-

Исполнение отрывков с олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

10 мин.

 

Заключительная часть

4

Итог

5 мин.

 

Сценарий открытого внеаудиторного мероприятия

«Время, события, люди» к 125-летнему юбилею П.А. Ойунского

Выступление фольклорного ансамбля (попурри из народных песен) – 3 мин.

Добрый вечер, дорогие студенты, преподаватели!

Чем этот год событийный для нашего народа, точнее для нашей якутской литературы? (ответы студентов)

Правильно, в этом году - 10 ноября, мы отметили 125-летний юбилей со дня рождения П.А. Ойунского -  великого сына народа саха, общественного деятеля и политика, основоположника якутской советской литературы, писателя, поэта, переводчика, драматурга, филолога, революционера. В нашем сегодняшнем вечере мы с вами   узнаем много интересного о нашем герое, о его жизни, творчестве, о его произведениях. – 3 мин. 

(показ презентации – жизнь и деятельность) – 7 мин. 

Писатель, способный родить новое, выстроить свой путь, всем своим творчеством сообщает эпохе, времени что-то новое, привносит свое понимание и видение окружающего мира и формирует его. Один из самых ярких представителей такого понимания роли писателя в якутской литературе — это Платон Ойунский. Верил ли он, что словом можно преобразовать мир? Его дела, отношение к слову, к творчеству говорят за то, чтобы думать: да, он верил. Как тот мифологический камень Сата из олонхо, слово тоже может изменить мир к лучшему, к высокому … 

Чем больше вчитываешься в Платона Ойунского, в его восхитительные своей одухотворенностью строки, в его прозаические и драматические произведения, тем больше они начинают раскрываться с неожиданной стороны, дарить понимание скрытых в них смыслов, заложенных автором. У него не было простых «восхвалений» революционной поры, ее «романтизации», как кажется на первый взгляд. В его произведениях виден прежде всего человек, от глубоких философских размышлений о его судьбе до мыслей и чувств простых, «маленьких» людей.

Родился Платон Алексеевич в 1893 году, 10 ноября в 3-м Жехсогонском наслеге Ботурусского района (ныне Таттинского улуса) Якутской области, в крестьянской многодетной семье. Настоящая фамилия – Слепцов, Ойунский – его писательский псевдоним. Жила семья очень бедно, часто оставаясь без куска хлеба, питаясь одной рыбой. Тяжелая жизнь подорвала здоровье родителей, шестеро братьев и сестер Платона умерли в детстве. Из-за крайней бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. В раннем возрасте Платон уже увлекался народными песнями и национальным эпосом – Олонхо. Он считал, что олонхо «определило мировоззрение древнего якута, оно же освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию». Платон Алексеевич и сам был олонхосутом-сказителем в юности, знал много вариантов олонхо. П.А. Ойунский – один из тех, кто стоял у истоков олонховедения, и его научный труд о якутском эпосе выполнял задачу ознакомления читателей с олонхо и якутской культурой. В этом его огромная заслуга. Эпос Олонхо - ЮНЕСКО признала шедевром устного нематериального наследия человечества. 

В 1911 году блестяще окончил Черкехскую двухклассную школу, и поступил в учительскую семинарию города Якутска. Там он познакомился со своим будущим другом и соратником, еще одним великим сыном якутского народа Максимом Аммосовым. В то время в Якутии жило много ссыльных революционеров, и они оказали большое влияние на молодых якутов. С этого времени Платон Ойунский становится убежденным революционером, борцом за права простого народа. В 1917 году он поступает в Томский учительский институт, в 1918 вступает в Коммунистическую партию. Но весной 1918 года Ойунский вынужден прервать учебу и вернуться в Якутию, чтобы участвовать в освобождении Якутска от белогвардейцев. Времена были сложные, шла гражданская война, власть в Якутии переходила из рук в руки. В августе 1918 года г.Якутск был во власти контрреволюционных сил, и большевики, в том числе и Платон Ойунский, были высланы за пределы республики, после был арестован колчаковцами, и чудом избежал расстрела. 

Летом 1920 года Ойунский возвращается в Якутию. Он активно занимается политической деятельностью вместе с Максимом Аммосовым, Исидором Бараховым и другими, он становится одним из инициаторов создания Якутской АССР, и автором «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР». И вообще в это время он занимает много государственных постов, активно участвует в общественной и культурной жизни страны – избирается делегатом съездов советских писателей. Писатель много ездит по республике, выступает перед ее жителями, разъясняя значение новой власти 

Литературная деятельность Ойунского в это время тоже на подъеме. Он пишет стихотворение «Песня рабочего», которое исполнялась на мотив «Марсельезы», переводит на якутский язык «Интернационал». Стихотворение «Заветы орла» Ойунский посвятил героям «ледяной осады» в местечке «Сасыл-Сысы». 

Поразительно, как много успел он сделать за свою короткую жизнь! Фактически всего лишь за 10 лет Ойунский проявил свои выдающиеся способности как поэт, ученый, государственный деятель. 

К великому сожалению, творческая, политическая, общественная жизнь Платона Алексеевича Ойунского была трагически прервана сталинской машиной репрессий. В конце 1938 года Платон Ойунский был необоснованно арестован, и брошен в тюрьму по ложному обвинению. Его слабое здоровье не выдержало мучительных допросов и средневековых пыток. 31 октября 1939 года он умер в застенках Якутского НКВД. Постановлением Прокуратуры ЯАССР от 15 декабря 1955 года дело прекращено за отсутствием состава преступления, реабилитирован посмертно. 

«По страницам любимых произведений» - обзор стихов – 10 мин.

А теперь, к вашему вниманию предлагаю послушать – отрывки из стихов писателя на разную тематику. Послушайте.

«Доҕорбор Сүөкүччэҕэ” – Е.С. Егасова. – В этом стихотворении мы слышим печаль от утраты близкого человека («Другу Феклуше») которое переходит в психологически углубленное раскрытие неспокойной души, предчувствующей и предсказывающей свою сложную судьбу.

«Син биир буолбаат?» -  Скрябин Михаил.

В этом стихотворении «Не все ли равно?!»  - он твердо заявил, что «если даже умирать за революцию в боях вдали от родины придется – раскаиваться не станет, с дороги этой не свернет. Это – слова человека, бесповоротно выбравшего свой дальнейший путь, хотя самый опасный, но единственно для него верный. 

«Таатта үрэх үрдүгэр» - Никифорова Марианна прочитает.

идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. А также большую любовь к родной земле. 

«Бырастыы» - М.П. Харитонова.

Тут, автор показывает символический образ - игра морских волн - отождествляется с мыслями о жизни и времени, где финальной точкой развития идеи становится превращение символа в прямое сопоставление с судьбой и образом лирического героя. Так, мотив прощания отражает реальную историческую ситуацию, и читателю дается возможность ощутить напряженный революционный дух времени и пафос утверждения нового в особом сурово-драматическом контексте идеи конца, завершения, итога.

«Көҥүл ырыата» -   послушаем Николаева Александра. – тут однозначно автор показывает - тему Великй Октябрьской революции.

Платон Алексеевич Ойунский - удивительно разносторонний талант. Он был выдающимся поэтом, прозаиком, драматургом, фольклористом, лингвистом, государственным, политическим деятелем.

Большой поэт, талантливый художник слова каким, несомненно, был П.А.Ойунский - это прежде всего, уникальная и неповторимая личность, творческая индивидуальность.

Таким образом, жанровое своеобразие поэзии П.А. Ойунского определяется тем, что его произведения, в целом находясь в русле естественной интеллектуальной и художественной стихии языка и образности фольклора, показали уникальные возможности якутского стиха и метафорической емкости образов. Во всем этом отразился живой литературный процесс смены стилей, движения духовной культуры народа саха в первой трети ХХ века. Именно в данной обновленной стилевой среде, основой для первоначального утверждения которой явилось многогранное творчество Ойунского, произошли взаимосвязанные эволюционные изменения идейно-тематической и жанровой природы якутской литературы.

Викторина: “Литературный ринг” – 20 мин.

А сейчас начинаем нашу игру-викторину «Литературный ринг». Участвуют 2 команды.

(подготовка команд) 

Первое задание – придумайте имена команд.

Итак, первая команда -….., вторая команда - ………. Молодцы, спасибо!

У нас работает – счетная комиссия, в составе которой, входят:

Егасова Екатерина Семеновна – воспитатель;

Харитонова Марфа Прокопьевна – воспитатель;

Томская Екатерина Егоровна – библиотекарь колледжа.

Итак, начинаем. Внимание на экран. Угадавшая ответ команда, поднимает руки. За каждый правильный ответ даем фишки, и в конце литературного ринга у какой команды больше фишек – становится победителем литературной игры.

(Викторина на экране)

1. Где родился Платон Ойунский?  Назовите родину, наслег. (в 3-м Жехсогонском наслеге Ботурусского района (ныне Таттинский улус).

2. Как звали мать Ойунского? (Евдокия Ивановна Слепцова).

3. Год, число, месяц рождения П.А. Ойунского? (1893 году, 10 ноября).

4. Во сколько лет П. А.Ойунский пошел в школу? (14л).

5. Какое олонхо П.А. Ойунского вошло в шедевр ЮНЕСКО? (Дьулуруйар Ньургун Боотур - «Ньургун Боотур Стремительный»).

6. Во сколько лет начал исполнять олонхо? (с 9).

7. Из какого произведения отрывок?

«Үөрэхтэн матарым дьэ кэллэ – үтэлээ.

Үөрэнэн үрүҥ күн сырдыгын көрөөрү,

бу үтэ булаары сордоно турабын…» (О5о куйуурдуу турара).

8. Ойунский – это фамилия или псевдоним?  (Псевдоним).

9. Родной алаас П.А. Ойунского. (Тохтобул).

10. Найдите герб родного улуса П.А. Ойунского (1.).

11. Имя П.А. Ойунского в г. Якутске что носит? (литературный музей, улица, Саха театр, площади Орджоникидзе поставили памятник).

12. Кого П.А. Ойунский называл своим учителем? (Алампа).

13. К какому литературному жанру относится его произведение «Улуу Кудангса»? (Роман).

14. Как называется озеро в произведении «Оҕо куйуурдуу турара»? (Халамнаайы).

15. Год образования Якутского драматического театра им. П.А. Ойунского? (1925 г.).

16. С какого года присваивают Государственную премию имени П.А.Ойунского? (1966г.).

17. Кто первым удостоен Государственной премии имени П.А.Ойунского? (Художник Афанасий Петрович Мунхалов).

18. В каком году была названа улица именем Ойунского в городе Якутске? (1957г.).

19. Где стоит Якутский драматический театр им. П.А.Ойунского? (г. Якутск, площадь Орджоникидзе).

20. Какой школе присвоено имя великого Ойунского? (Черкехская, Таттинский улус).

21. Начало литературной деятельности П.А.Ойунского? (ответ: 1917г.).

22. Когда и где вступил в ряды ВКП(б)? (Ответ: 1918 г.  в марте, когда учился в Томском учительском институте). 

23. П.А.Ойунский был трижды женат. Как звали этих жен?  (ответ: Фекла Алексеевна Сокольникова, Татьяна Дмитрьевна Александрова, Акулина Николаевна Борисова).

24. Сколько было детей у Ойунского? Имена?  (ответ: 4 – Саргылана, Сардаана, Октябрина, Платонида).  

25. А теперь, последнее задание нашего конкурса – командам выдается конверт с буквами. С этих букв, вы должны составить плакат - лозунг революционного времени. 

1. «Былааһы Совекка”

2. “Туругурдун Өктөөп»

Всем командам спасибо за участие, подведем итоги викторины.

(Исполнение отрывков с олонхо «Ньургун Боотур Стремительный») – 10 мин. 

Как вы знаете, воссозданный П.А. Ойунским народный эпос (олонхо) -  "Дьулуруйар Ньургун Боотур" ("Нюргун Боотур Стремительный") (свыше 36 тысяч стихотворных строк) стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя, благодаря переводу на русский язык выдающимся русским поэтом В. Державиным.

Сейчас, к вашему вниманию мы послушаем отрывки с олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в исполнении нашего гостя, педагога дополнительного образования, руководителя студии устного и песенного фольклора народного ансамбля «Одун», отличника культуры РС (Я) – Муксуновой Дарии Михайловны.

- песня Туйаарыма Куо;

- песня Сорук Боллур;

- песня Абааһы кыыһа

- песня Абааһы уола

- песня Сабыйа Баай Хотун;

- Спасибо нашей гостье за такое прекрасное исполнение!

(итог)

Итак, подведем итоги нашего вечера.  Сегодня мы еще глубже узнали про жизнь, творчество П.А. Ойунского. Закрепили знания викториной, услышали исполнение олонхо. Большой художник, ученый, общественный деятель, Платон Алексеевич Ойунский всегда живет в памяти своего народа. Это был человек мира, героический, скромный и прекрасный. И я хочу закончить наш вечер строками из его стихотворения:

Мы все, родившись, солнце видим,

Мы все, родившись, встретим смерть,
И я умру – мой прах исчезнет,
Травой мой холмик прорастет,
Но мной оставленные песни
В столетьях сохранит народ.

И эти слова, как мы видим, оказались пророческими. Спасибо за внимание.

 

Литература:

1. Платон Алексеевич Ойунский. Жизнь и деятельность: сборник архивных документов / Департамент по арх. делу Респ. Саха (Якутия), Нац. архив Респ. Саха (Якутия); [сост.: Н.С. Степанова (отв. сост.), Е.В. Саввина, Э.М. Яковлев и др.; редкол.: Н.Р. Константинов, Н.С. Степанова, Ю.И. Попов]. — Якутск: Бичик, 2015. — 448 с. 

2. Дорогой Максим, у нас есть будущее, счастливое и мирное… / [В. Н. Протодьяконов] — Якутск: Кемюел, 2013. — С.71–74 (на як.яз.).

3. Мординов Н.Е. Живой наш современник. В кн.: Слово о Платоне Ойунском. Якутск, 1985. С. 39–40.

4. «Вспоминая меня …» (Воспоминания о П. А. Ойунском) / Отв. ред. С. П. Федосеева. Якутск, 2003. С. 99 (перевод автора

5. Радугин А.А. Культурология. М., 2001. С. 225.

6. Надежда Осипова. Саха театрыгар туруоруллубут П. А. Ойуунускай айымньылара // Талба Таатта. — 2013 — № 3. — С. 48. На яка. яз.

7. Сардана Платоновна Ойунская (1934–2007), фольклорист, литературовед, заслуженный работник культуры РС (Я), член Союза писателей Якутии, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РС (Я).

8. Ойунская С.П., П.А. Ойунский и якутский театр: Заметки, эссе, воспоминания. Якутск, 2003. С. 31.

9. Ойунская Сардана Платоновна // Ученые-исследователи Института гуманитарных исследований Академии наук РС(Я): биобиблиогр. справ. / [сост.: Е. П. Антонов, П. И. Докторов, С. Е. Никитина]. – Якутск, 2005. – С 193-194. – Библиогр.: С. 194 (3 назв.). 

10. Цитаты из «Красного Шамана» даны в переводе В. Корчагина по книге: Ойунский П. Стихотворения и поэмы. / Сост. Н. Сивцевой. М, 1993. С. 83–113.

 

.  .  .