Развитие патриотизма у школьников на уроках английского языка
Развитие патриотизма у школьников на уроках английского языка
Автор: Цыганкова Тамара Александровна
МБОУ "СОШ № 17 имени И.Л. Козыря"
пос. Шаумянский Георгиевского района Ставропольского края
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Изучая историю и культуру других наций на уроках английского языка, уделяя особое внимание развитию толерантного отношения к чужим традициям и обычаям, обучающиеся должны знать и уважать культуру и обычаи своего народа.
Рассматривая интересные факты о достижениях своей Родины на английском языке, возрастает и чувство патриотизма к своей стране и достижениям великих ученых, писателей, поэтов, спортсменов и др.
Патриотическое воспитание играет огромную роль на уроке, и при рассмотрении разных интнресныхтем повышает чувство гордости у учащихся не только за страну, но и непосредственно за регион, в котором мы проживаем, т.к. многие известные люди и факты о нашей стране затрагивают регион КМВ.
Овладение учащимися межкультурной коммуникации на уроках английского языка позволит не только изучать интересные события и достижения великих людей России, но и обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей.
Иностранный язык как образовательная дисциплина должен явиться мощным средством развития у юного поколения черт патриотизма и гражданственности. Это может быть достигнуто как через целевой отбор содержания учебного материала, так и путем систематического, ненавязчивого сравнения феноменов чужой и родной культуры и ментальности.
Различные УМК по английскому языку предоставляют нам разные темы, затрагивая и материал по России.
В УМК Rainbow English авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой представлены и хорошо раскрыты темы о стране, о ее великом народе, об истории основания русских городов – 5 класс, о ее географии и природных богатствах – 5-6 класс, о великих спортсменах – 7 класс, о состоянии экологии и окружающей среды – 7 класс, о великих людях кинематогрофа – 8 класс, и об известных людях России в целом.
В УМК Enjoy English М.З. Биболетовой, Е.Е.Бабушис, О.И.Кларк рассматваются не только факты о нашей стране, но и затрагивается ее история, советское прошлое.
В УМК English Сферы авторов Алексеева А.А., Смирновой Е.Ю. отдельно выделена рубрика в учебнике «Russian corner» - о России, где авторы собирают интересный материал о достижениях страны, о ее уникальных географических местах, фактах истории.
Таким образом, рассматривая темы о Родине на английском языке, учащиеся не только пополняют словарный запас, учат новые грамматические структуры, знакомятся с новой информацией, но и осуществляют межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. Такими как история, география, экология, искусство и культура и т.д.
Преподавание иностранного языка даёт преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Таким образом, на уроках английского языка, несмотря на его явную специфику, есть место для воспитания любви и гордости за свою страну.
Каждый учитель на своих уроках должен пытаться создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы. Практически к каждой теме можно подбирать немного информации по своей стране, краю, городу или деревне. Начиная с государственной символики, знаменитыми личностями, историческими событиями, животным и растительным миром, экологическими проблемами, праздниками и обычаями – каждый урок может быть связан и со своими родными местами. Главное – желание учителя развивать в молодом поколении чувство гордости за нашу Родину. На каждом уроке необходимо прививать любовь к стране и толерантность к другим странам, обычаям и культуре. Уметь конструктивно строить диалог, уважая национальные особенности других народов.
Для реализации данного направления, на своих уроках часто применяю метод проектов. Обычно, обобщая пройденный материал, с помощью этого метода можно хорошо подвести итог по теме. Учащиеся с удовольствием создают свои творческие работы, где по таким темам как «Семейное дерево», «Праздники России», «Путешествуем по России», «Знаменитые русские», «Столица нашей Родины», «Спорт в стране» и т.д. объединяется семья, чтобы помочь ребенку найти интересную информацию и красиво оформить ее.
Также в развитии патриотического направления на уроках помогают информационные технологии, с помощью которых наглядно можно показывать интересные фрагменты на английском языке.
Считаю, что главная цель владения иностранным языком – это нести культурное и историческое наследие своей страны, своего края и традиций своего народа через широкий набор современных технологий, методов и приемов, которые позволяют расширить и активизировать лексический материал, а также совершенствовать умения аудирования, чтения, устной речи в форматах дискуссии и публичного выступления.