Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Подготовка специалистов среднего звена: взгляд в будущее

Дата публикации: 2020-03-04 12:11:02
Статью разместил(а):
Рыкунова Елена Александровна

Подготовка специалистов среднего звена: взгляд в будущее

Автор: Рыкунова Елена Александровна

ГОУ СПО "Медицинский колледж № 5" (обособленное подразделение № 1), г. Москва

 

Я не учитель. Я – тот, кто пробуждает вас.

Роберт Фрост.

 

Будущее ... Каким будет и должно быть  среднее профессиональное образование в будущем? Должно ли оно полностью отойти от сложившейся традиционной системы, быть новаторским? Какими специалистами будут наши выпускники? Как будут оценивать результаты нашего труда? Мы постоянно хотим знать, что нас ожидает. Задавая себе эти вопросы, ловлю себя на мысли, что необходимо что-то изменить, усовершенствовать, обратить большее внимание на детали …

Говоря о подготовке специалистов, нельзя не затронуть личность преподавателя. Именно он играет ключевую роль в реализации задач, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Каким мне видится преподаватель? В первую очередь, эрудированным специалистом. Тем, кто помогает студентам получать знания и навыки, обладающий умением находить пути совершенствования своего труда, умеющий вести диалог с  будущими специалистами, а это, порой, бывает непросто.  Гораций Манн говорил: “Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо”.

На мой взгляд, преподаватель не имеет права быть ограниченным только своим предметом. В этом случае он не будет  интересен ученикам. Соответственно, необходимо говорить на языке, который активно использует подрастающее поколение - язык новых информационных технологий.

Опыт показывает, что полноценное использование информационных технологий в образовании повышает эффективность обучения. Граней применения новых технологий в образовании очень много: простота создания новых учебных текстов, иллюстраций и презентационных материалов, радикально упростившаяся процедура поиска полезной для подготовки к занятиям информации. А также новые типы учебных материалов, в том числе и с высокой степенью интерактивности. Перечисленное - лишь малая толика примеров, показывающих, как могут быть полезны эти технологии.

Я преподаю английский язык и могу смело утверждать, что студентам гораздо интереснее изучать новую лексику и медицинскую терминологию с помощью видеороликов и презентаций, продемонстрированных на мультимедийной доске. Таким образом, они легче запоминают необходимую лексику, так как при просмотре визуализированных учебных материалов работает еще и зрительная память. Кроме того, каждый преподаватель может использовать  отрывки из документальных фильмов  для более наглядной и выразительной подачи темы текущего занятия. Как показывает практика, студенты старших курсов после таких уроков с большим удовольствием готовят проектные работы, основными темами которых являются редкие заболевания, такие как: Миотония, Шарко-Марри, Паркинсона и другие. Причем, учащиеся защищают свои работы весьма успешно, каждый из них заинтересован в результате.

Но, к большому сожалению, несмотря на свершившуюся на наших глазах компьютерную технологическую революцию, новые технологии часто очень незначительно и неэффективно используются в образовании. Есть преподаватели, которые предпочитают работать «по старинке», не учитывая все положительные стороны современных подходов к обучению, не воспитывающие интерес  студентов к своим дисциплинам. А ведь еще Саади говорил: “Ученик, который учится без желания, это птица без крыльев”.

На смену ориентации общества на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет напрямую зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития интеллектуальных способностей. 

В последнее десятилетие  особый приоритет получают интеллектуальные игры. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник.  Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не только предметные знания, формируемые образовательной программой, а «компетенции», именно то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Участие в интеллектуальных играх позволит студентам расширить свой кругозор, применить собственные знания, логическое мышление, интеллектуально-познавательные и творческие способности.  

Основываясь на собственном опыте, я как преподаватель могу отметить, что ежегодное мероприятие «Медицинский английский» имело успех у студентов. Подготовка к нему заняла целый месяц, но результат превзошел ожидания. Участники показали  отличное знание английского языка, медицинской терминологии, как в интеллектуальных, так и в творческих конкурсах. Кроме того, данное мероприятие  было ориентировано еще и на то, чтобы показать всю ответственность и важность профессии медицинского работника.

Каждый урок английского языка начинается с песни, совмещая полезное с приятным: студенты развивают фонетические навыки, учатся правильному произношению, улучшают вокальные способности   и получают хорошее настроение на все время нашего занятия. Таким образом, в учебный процесс привносится творческая составляющая. 

Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет их хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствует формированию новых знаний. Для того чтобы студент хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь преподавателя, который заметит его творческую индивидуальность и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. На мой взгляд, сочетая индивидуальную и коллективную работу, используя нетрадиционные формы подачи материала, интеллектуальные игры, творческие проекты, дискуссии , диспуты, интернет-олимпиады, преподаватели  имеют возможность развивать, как интеллектуальные , так и творческие способности  студентов..

Как сказал известный физик Лев Андреевич Арцимович: “Студент – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь”.  По моему мнению именно это и будет являться наиболее эффективным подходом к подготовке специалиста среднего звена в будущем.

 

.  .  .