Урок по литературе «Я тоже всему свету нужен»
Урок по литературе «Я тоже всему свету нужен»
(по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)
Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Цели:
- познакомить ребят с произведениями А.Платонова;
- создать эмоциональную атмосферу для восприятия художественного произведения;
- продолжить формирование навыка работы с учебником;
- помочь учащимся задуматься об окружающем их мире; о взаимоотношениях людей.
Тип урока: анализ произведений.
Оборудование: карточки, на доске иллюстрации учащихся к сказке-были «Неизвестный цветок».
Этапы урока |
Ход урока |
1. Орг. момент. |
|
2. Слово учителя. |
Сегодня мы познакомимся с произведениями Платонова. Мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. (Учитель раздает индивидуальное задание на карточке двум ученикам). |
3. Чтение рассказа учителем. |
Учащиеся слушают. |
4. Беседа. |
Понравился ли вам рассказ? Какие вопросы возникли у вас во время слушания? (интересные вопросы записываем на доске). Почему люди были так жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался? Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки. |
Работа с текстом. |
Что мы узнали о нем? (Учащиеся находят в тексте: Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены …) Попробуйте охарактеризовать Юшку как человека одним единственным словом. (слабый, жалкий, тихий, скромный, незаметный). Как вы думаете, что вызывают обычно такие люди? (жалость, сочувствие). Как относятся к нему дети? (Они бросали в него ветки, камешки…) Какое слово находит Платонов? («Дети терзали его»). Как вы понимаете слово «терзать»? Подберите синонимы к этому слову (мучить, издеваться, изводить). Чего дети ждут от Юшки? Что их удивляло? (Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лицо руками, в которое летели камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не гонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил бы их. Но Юшка не трогал ребят и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ними). |
Карточка №1. |
Вопрос на карточке. А как сам Юшка объясняет поведение детей? (Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его). Согласны ли вы с Юшкой? А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети? (Дети повторяют поступки взрослых, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению). Вспомните, что говорила Даша, которая всегда жалела Юшку? («лучше бы ты умер»). |
Иллюстрации к сказке «Неизвестный цветок» на доске. |
Посмотрите на иллюстрации, сделанные вами к одному и тому же произведению. И рисовали один и тот же цветок. Есть ли среди них совершенно одинаковые? А почему не получилось одинаковых цветов? Да, потому что все вы разные, у каждого из вас свой внутренний мир, и вы раскрываете его в рисунке. А люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его кротость. Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать. Это место - природа. |
Карточка №2. |
Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? (Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам») Вдруг с Юшкой произошло то, чего все так ждали давно. Что же это? (Он осерчал) Почему Платонов употребил слово осерчал? (Это слово ему больше подходит. Он не мог быть негодующим или разгневанным). Юшка осознает свою ценность в этом мире: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен», Прочитайте строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки. Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушел из жизни. Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти? (Без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди них, потому что не было безответного Юшки). Когда и почему вспомнили вновь о Юшке? (ребята рассказывают о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она его ела». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке). Обвиняет ли автор кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость? (Платонов любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право сами сделать выводы). Своей волей писатель многое мог изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград. И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ «Юшка» и сказку-быль «Неизвестный цветок». |
Работа в группах. |
А сейчас мы поработаем в группах. (4 группы) Вам задание: Выяснить, есть ли что-либо общее между главными героями этих произведений. В результате работы были сделаны выводы. 1. Оба слабы и непохожи на других. («Юшка»: …»он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы», «Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что ты такой, блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?» «Неизвестный цветок»: «…цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами; «…Даша никогда еще не видела такого цветка…-А отчего же ты на других непохожий?...-Оттого, что мне трудно…») 2. Оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил. («Юшка»: «Я тоже всему свету нужен», «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь? – Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить? «Неизвестный цветок»: «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть… Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»). 3. Оба продолжают жить после смерти. («Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд». «Неизвестный цветок»: «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как то старый цвет, но только немного лучше его и еще прекраснее …»). |
Итог. |
Жизнь – самое дорогое, что есть на свете. И она была бы, наверно, неполна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. У цветка нет имени. Давайте в память о Юшке подарим его имя тому цветку, который несет в себе свет его души. |
Домашнее задание. |
Написать сочинение на тему: «Сердце в людях бывает слепое». |