Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Экологическое образование школьников

Дата публикации: 2020-02-21 12:25:35
Статью разместил(а):
Миихалицына Наталья Михайловна

Экологическое образование школьников

Автор: Михалицына Наталья Михайловна

МБОУ "СОШ № 23 имени Ю.И. Батухтина", г. Нижний Тагил

 

История человечества неразрывно связана с историей природы. В эпоху качественных перемен, глобализации, вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как знания, приобретенные в это время, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть и слышать ее. А чтобы человек научился этому, необходимо прививать любовь к природе с самого раннего детства.

Варварское, пренебрежительное, равнодушное отношение к окружающему миру – результат определенного воспитания в детстве.

Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы - экологическое образование. Экологическое образование – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим один учебный предмет – окружающий мир, формирующий в основном естественнонаучные знания, в том числе и знания по биологической (классической) экологии, справиться с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может.

На образовательное учреждение ложится большая ответственность по воспитанию и образованию экологически грамотных людей.

Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский в одном из своих выступлений говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное, мы должны научиться – ничего не уничтожать и все совершенствовать».

Проанализировав содержание образования всех учебных дисциплин, начиная с 1 класса, оказалось, что в рамках учебных предметов начальной школы экологическая направленность представлена только в «Окружающем мире». Понятно, что целостного экологического образования учащиеся не получат в рамках отведенного времени и отобранного содержания образования. Отношение к природе можно рассматривать на предметах гуманитарно-эстетического цикла, образовательной области «Филология».

«Филология» может играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Это связано с особой чувствительностью детей к яркому, эмоциональному слову, богатству красок форм и музыкальных образов звуков. Предметы данной образовательной области могут способствовать развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней. В формировании экологических понятий огромную роль играет изучение русского языка.

В нашей школе изучение русского языка осуществляется по программе «Школа России». Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

Ответственность человека за сохранение природы в настоящее время, так необходимую человечеству, можно сформировать, проводя единый экологический всеобуч, внедряя его на предметах школьного образовательного цикла при помощи разнообразных методов, заданий и использованием литературы с экологическим содержанием.

Человек и человеческое отношение к природе – вот то единственное, что должно быть содержанием программы по русскому языку, на котором сосредотачиваются все виды и формы учебных заданий и упражнений.

Это и послужило включить элемент экологии в русский язык. Была разработана программа «Русский язык с элементами экологии». В рамках данной программы параллельно с изучением учебного материала вводятся экологические понятия. Учащиеся приобретают возможность получить определенную сумму знаний по экологии, что является показателем формирования зачатков экологической культуры младших школьников. Вместе с педагогом ребенок познает Мир Природы через призму собственных наблюдений, чувств, ощущений, познает Мир Человека посредством собственных оценок и переживаний, взаимодействует с окружающим Миром, учится понимать, любить и беречь этот Мир.

На уроках русского языка систематически используются задания и упражнения, наполненные экологическим содержанием. Цель таких заданий: развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. При выполнении упражнений, дети раскрывают зависимости между объектами и явлениями живой природы, учащиеся закрепляют в сознании нормы и правила поведения в природе. Дети применяют экологические знания, умения и навыки, развивают эмоционально – волевые качества при рассмотрении различных ситуаций, показывают как можно и как нельзя поступать в природе, почему именно так, а не иначе. Для этой программы характерно постепенное усложнение заданий от класса к классу.

Программой предусмотрены совместная деятельность детей с родителями (коллективные творческие работы, конкурсы и др.).

В ходе реализации данной программы дети приобретут следующие знания:

- о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка;

- о разнообразии форм, красок и проявлений компонентов окружающего мира;

- об изменениях природных компонентов и деятельности человека в связи с сезонной цикличностью природы России и географическим положением;

- о здоровье человека как непреходящей ценности, о биологической и социальной необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья;

- о взаимоотношениях в системах «человек-человек», «природа-природа», «природа-человек» как основа экологизации сознания;

- о мире природы: разнообразие погоды и ее составляющих осенью, зимой, весной, летом;

- о разнообразии форм, красок растений в целом и отдельных частей;

- о животных, как о части живой природы;

- об отношении людей к растениям и животным.

- умения применить теорию на практике:

- выполнять правила поведения в природе;

- применять имеющиеся знания при общении с живыми организмами;

- составлять экологические цепочки сообществ природы;

- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;

- укреплять свое здоровье;

- выражать свое отношение к природе творческими средствами;

- активно участвовать в улучшении состояния природной среды региона.

 

Литература:

1. Бабакова Т.А. Работа с младшими школьниками по экологическому образованию.// Учительская газета.- № 6. 20.03.2016. с. 3//. 

2. Гришева Е.В. Задания экологического содержания.//Москва:Ажур, 2018. С.81// 

3. Лучезарнова И.В. Инклюзивное образование в свете Федерального закона № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

.  .  .