Возможности коллективной творческой деятельности при продуктивном изучении математики

Дата публикации: 2020-02-09 16:59:56
Статью разместил(а):
Алексеева Лариса Ивановна

Возможности коллективной творческой деятельности при продуктивном изучении математики

Автор: Алексеева Лариса Ивановна

МАОУ «Гимназия», г. Старая Русса

 

Великий Г. Галилей считал, что предмет и содержание математики настолько серьезны, что нельзя опускать случая, сделать ее немного занимательной. А что может быть более занимательным для современных тинэйджеров, чем общение в виртуальном мире.

К сожалению, педагоги начинают активную борьбу с цифровым общением подростков – «чумой 21 века». Но эта борьба, как показывает педагогическая практика, абсолютно неэффективна. Дидактически целесообразно в соответствии с законом положительной мотивации этого «врага» обратить в союзника. Для этого в своей практике  гаджеты мы используем в качестве активного вспомогательного средства реального общения подростков в процессе обучения математике.

При этом мы опираемся не только на эмпирические наблюдения, но и на психолого-педагогический анализ проблемы. Последний позволил нам заключить, что реальное общение тинэйджеров порождается присущей этому возрасту ведущей деятельностью. Ею по известной периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина является общение как искусство построения отношений с актом самоценности. Оно может осуществляться в пяти основных формах: общественно-организационной, учебной, трудовой, художественной и спортивной (по Д.И. Фельдштейну). Нетрудно заметить, что эти формы заметно пересекаются с основными видами коллективных творческих дел (КТД): общественно-политическими, трудовыми, познавательными, художественно-эстетическими, организаторскими и спортивно-оздоровительными (по И.П. Иванову).

На этом основании мы высказали гипотезу, согласно которой «возвращение» подростков к реальному (не виртуальному) общению и взаимодействию друг с другом вполне возможно посредством и в рамках реализации педагогики общей заботы И.П.Иванова и, в частности, в форме организации и проведения КТД. Для этого нами была разработана целая серия этих дел. В силу особенностей учебного предмета, выбранного для использования в эксперименте (математики) мы сосредоточили свое внимание лишь на трех из них: трудовых, познавательных, художественно-эстетических. В частности, была разработана серия уроков математики, на которых по методике КТД учащиеся в группах выявляли новые свойства математических понятий, суждений, умозаключений и объектов, обнаруживали и обосновывали их эстетическую ценность, изготовляли модели различных пространственных геометрических фигур для своего кабинета математики.

Эта деятельность не заменила и не оторвала их от общения с компьютером. Однако виртуальное взаимодействие приняло несколько иное содержание и характер. В Интернете подростки все чаще и чаще начинали искать не новые компьютерные игры, а содержательные и эстетические, ранее не известные им свойства математических объектов и геометрических фигур, интересные исторические факты о развитии и становлении современной математики, и т.п. Эти поиски часто бывали коллективными. Но главное – их результаты активно обсуждались в классе на уроках и во внеурочное время.

Трехлетние наблюдения и анализ деятельности учащихся позволили нам убедиться в справедливости и верифицировать выдвинутую гипотезу. Опора на ведущую деятельность подростков, проведение обычных уроков не в традиционной форме поочередных монологов учителя и ученика, а в форме КТД показали массу преимуществ. Дети не только перестали слепо сидеть за компьютером, но и изменили цели, содержание и характер взаимодействия с ним. КТД на уроках породили и обеспечили динамичность школьных занятий и развитие неподдельной познавательной активности учащихся, формирование интереса к такому традиционно трудному предмету как математика, обнаружению и переживанию новых эстетических и практических чувств красоты «царицы наук». Различные формы реального общения заняли свое достойное место в структуре разнообразной деятельности наших подростков.

Описанный подход и реализация опробированной в ходе психолого-педагогического эксперимента гипотезы исследования позволили нам превратить «противника» (гаджеты) в союзника. В итоге у детей появилась содержательная  внутренняя мотивация к изучению математики и произошло смещение интересов от внешних двигательных игр в мобильном телефоне и компьютере к изучению различных законов программирования. Этот новый аспект изменения познавательного интереса учащихся мы считаем еще одним показателем эффективности разработанной нами педагогической технологии обучения математике.