Использование опорных схем для развития связной речи у обучающихся с умственной отсталостью

Дата публикации: 2020-01-21 12:11:39
Статью разместил(а):
Чубенко Ольга Юрьевна

Использование опорных схем для развития связной речи

у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Автор: Чубенко Ольга Юрьевна

 

Овладение родным языком, развитие речи — самые важные приобретения ребенка в  детстве, но это сложнейшая задача воспитания. 

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохни).

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. 

Ребенок с умственной отсталостью, имеющий тяжелые и множественные нарушения в развитии лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. 

Что же такое опорные схемы? 

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. 

Цель опорных схем – «… изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание» (В.Ф. Шаталов). 

Опорные схемы являются одним из видов наглядного моделирования. 

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета или явления, способностью к замещению посредством условных знаков, символов, графиков. 

Использование символической аналогии в моделировании облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». 

Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. 

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. 

Моделирование также рассматривается как совместная деятельность учителя и детей по построению, выбору и конструированию опорных схем. 

Овладение приёмами работы с опорными схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: 

· знакомство с графическим способом представления информации; 

· развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи; 

· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; 

· формирование навыка самостоятельного моделирования; 

·  развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении. 

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали многие исследователи (Е.А Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и приемы развития связной речи, более ориентированные на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них отражены мало. 

Необходимы более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, предсказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный - метод моделирования. 

Педагог ставит перед собой задачи: 

- учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру; 

- развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей; 

- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме; 

- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки; 

- развивать понимание текста на основе построения наглядной модели; 

- уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов. 

Работу со схемами необходимо начать с детьми с момента поступления в коррекционную школу. 

При обучении детей начальной школы стоят задачи научить их: 

- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы; 

- рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картинке с близким детскому опыту сюжетом — из серий «Мы играем», «Наша Таня»); 

- через драматизацию знакомых сказок составлять высказывания повествовательного типа; 

- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни). 

В работе с детьми нужно использовать картинно-схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого дошкольники учатся составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. 

С целью активизации из деятельности используется игровой персонаж. При оценке качества рассказов хвалим ребенка за любое высказывание от лица Мишки («Спасибо вам, дети, пойду в лес и расскажу всем зверям какой стишок я выучил»). Дети с интересом ожидают встречи с Мишкой. 

С помощью схем они рассказывают сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко». Составляют описательные рассказы: опиши рыбку, птичку и т.д. 

Систематически применяя для развития речи модели (схемы), можно добиться важных результатов. К концу года дети младшей группы будут активно отвечать на вопросы по содержанию, каждый ребенок научится читать схему, проговаривая строки из текста, соотнеся их с картинкой. Многие дети с легкостью будут использовать схемы. 

В средних классах стоят следующие задачи. 

1. Учить пересказывать содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. 

2. В рассказывании по картинке и игрушке учить сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. 

3. Обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований, дать представление о разных зачинах рассказов («однажды», «как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. 

4. Научить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. 

5. Научить составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. 

Для работы необходимо использовать упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок; 

Дети должны овладеть следующими умениями. 

1. При пересказе: 

- последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя; 

- выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. 

2. При рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам: 

- составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения; 

- придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине. 

У значительной части детей этого возраста вызывают особые затруднения соблюдения структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. Поэтому, чтобы улучшить качество детских рассказов повысить их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным, кроме использования мотивационной установки, необходимо использовать разнообразные приемы. 

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям с умственной отсталостью овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.