Этапы и приёмы освоения полифонии в курсе теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ

Дата публикации: 2020-01-11 18:12:05
Статью разместил(а):
Пиунова Нонна Вячеславовна

Этапы и приёмы освоения полифонии в курсе теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ

Авторы: Пиунова Нонна Вячеславовна

и Семенова Елена Юрьевна

МБУ ДО «Детская школа искусств п. Строитель», Тамбовский район Тамбовской области

 

Понятие «техника игры» на инструменте предполагает сумму определённых умений, навыков и приёмов, при помощи которых исполнитель добивается нужного звукового результата. Это понятие имеет широкий спектр. Учащиеся за время обучения в ДШИ или ДМШ должны освоить много разных видов исполнительской техники, включая  полифоническую.

Работа над полифоническими произведениями является одной из наиболее сложных областей музыкального воспитания учащихся. Полифонические фрагменты вплетены в ткань многих музыкальных произведений. В ряде же произведений полифонический склад лежит в основе фактуры.

Исходя из этого, одной из задач преподавателей-теоретиков является формирование у учащихся ясной картины о закономерностях и приёмах полифонического письма, необходимых исполнителям. Изучение полифонических произведений на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы знакомит детей с разными видами и жанрами полифонической музыки, способствует обогащению их музыкально- слухового опыта, а также развитию полифонического мышления.

Понятие «полифония» вводится во втором классе на предмете «Слушание музыки». Учащиеся знакомятся с канонами в вокальной музыке и таким приёмом полифонического развития как точная имитация. Работа с канонами продолжается и на уроках сольфеджио: это пение выученных песен в виде канонов и разучивание канонов из учебника сольфеджио в качестве домашнего задания. Во втором классе на предмете «Слушание музыки» происходит также знакомство учащихся с основными видами полифонии: подголосочной, имитационной и контрастной. Ученики узнают отличительные особенности каждого вида, учатся отличать их друг от друга и от произведений гомофонно-гармонического склада.

Для такой формы работы можно использовать карточки «Полифония» и «Гомофония», «Подголосочная полифония», Имитационная полифония», «Контрастная полифония», а также карточки для определения количества голосов в прослушанных полифонических произведениях: «Двухголосие», «Трёхголосие», «Четырёхголосие».

1)

Полифония

 

Гомофония

 

 

2)

Контрастная полифония

 

Подголосочная полифония

 

Имитационная полифония

3)

Двухголосие

 

Трёхголосие

 

Четырёхголосие

 

На начальном этапе обучения обязательно наличие дидактического материала, важно доступное для детей, образное преподнесение информации. Знакомство с подголосочной полифонией происходит на примере русских народных песен. Можно рассказать детям о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал запевала, затем подхватывали другие певцы. При каждом исполнении песни и даже в разных куплетах, певцы пели но-новому, импровизируя варианты-подголоски. Отсюда и возникло название «подголосочная» полифония.

Одной из форм творчества на уроках сольфеджио может стать импровизация подголосков к песне. Первоначально импровизация подголосков вытекает из умения находить варианты окончания одноголосной мелодии. А затем можно пробовать сочинять самостоятельные подголоски. Для подобной работы можно взять следующие русские народные песни: «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «А я по лугу», «На зелёном лугу» и другие. Сначала сочинять подголосок в классе, а дома предложить доработать его. На следующем уроке наиболее удачные подголоски записать на доске. На их основе создаём единый вариант, разучиваем его и исполняем хором.

Имитацию тоже можно образно пояснить на таком знакомом и интересном для детей явлении как эхо. Мы начинаем знакомство с имитацией с прослушивания пьесы Самуила Майкапара «Эхо в горах». Потом поём песню Марии Андреевой «Музыкальное эхо», где мелодию поёт педагог, а имитацию (эхо) – ученики. Мы выясняем, что приём имитации уже встречался нам в канонах, где мелодия песни повторялась в другом голосе (имитировалась) полностью.

Дальше знакомство с имитацией и новыми полифоническими жанрами продолжается на примере фугетт и несложных фуг. В этих произведениях учащиеся встречаются с новым понятием «тема». Имитацию темы в другом голосе можно сравнить с «передразниванием» первого голоса. Второй голос как будто попугай повторяет всё за первым. В таких произведениях подробно говорим о теме. Она всегда одноголосна, отличается краткостью и легко запоминается. Тема, как правило, имеет неповторное строение. Длина темы обычно от одного до четырёх тактов. Темы в восемь тактов используются только в быстром движении. Знакомятся дети и с такими понятиями как «противосложение» и «интермедия». Также обращаем внимание учащихся на то, что ведущая роль в имитационной полифонии принадлежит голосу, который исполняет тему в данный момент.

Анализ полифонических произведений мы проводим, не только слушая их в записи или в исполнении педагога. Также мы разбираем те произведения, которые дети играют на уроках специальности. Пример такого анализа мы покажем.

Настя Р., ученица 3 класса, на уроках специального фортепиано играет футетту ля минор С. Павлюченко.

Преподаватель: Настя, что означает слово «фугетта»?

Настя: Фугетта в переводе с итальянского «маленькая фуга».

П.: Фугетта _ это полифоническое или гомофонно-гармоническое произведение?

Н.: Полифоническое.

П.: Что обозначает слово «полифония»?

Н.: Полифония – это когда в произведении много голосов.

П.: А сколько именно голосов в этой фугетте?

Н: Два голоса.

П.: Какой голос начинает первым?

Н.: Верхний голос.

П.: Сколько тактов длится мелодия в верхнем голосе?

Н.: Пять тактов.

П.: Эта мелодия звучит в фугетте один раз или повторяется ещё?

Н.: Повторяется ещё несколько раз.

П.: Такая повторяющаяся в разных голосах мелодия имеет своё название. Как она называется?

Н.: Тема.

П.: Первый раз тема звучит в верхнем голосе, сыграй её и определи в какой она тональности?

Н.: В ля миноре.

П.: В каком такте тема начинается во второй раз? В каком голосе и в какой тональности она звучит?

Н.: Тема второй раз начинается в шестом такте, она звучит в нижнем голосе в ми миноре.

П.: Во второй раз тема звучит полностью? Сколько в ней тактов? Она меняется или звучит без изменений? Давай послушаем её.

Н.: Тема звучит полностью, в ней тоже пять тактов. Тема звучит без изменений, только в другой тональности.

П.: Такое повторение темы называется точная имитация. Когда тема звучит во втором голосе, что же происходит в первом?

Н.: Там звучит другая мелодия.

П.: Эта мелодия называется противосложение. Мы выяснили, что голосов всего два. Тема прозвучала по очереди в двух голосах. А что происходит дальше?

Н.: Тема не звучит.

П.: В каких тактах? Вспомни, как называется место, где тема не звучит?

Н.: Тема не звучит  с 11-го по 17-й такты. Место, где тема не звучит, называется интермедия.

П.: Т. е. с 11-го по 17-й такты фугетты называются интермедия. Сыграй интермедию.

П.: Настя, покажи в каком месте и в каком голосе тема появляется снова.

Н.: Тема снова появляется в 18-м такте в нижнем голосе.

П.: В какой тональности звучит тема и есть ли в ней изменения? Сыграй третье проведение темы.

Н.: Тема звучит в ля миноре без изменений.

П.: Давай посчитаем, сколько всего раз прозвучала тема в фугетте?

Н.: Тема прозвучала три раза.

П.: Сколько интермедий было в фугетте?

Н.: Одна интермедия.

П.: А теперь, давай попробуем показать, что же происходило в этой фугетте с помощью карточек.  Будем крепить их к доске.

На доске рисуются две линии (по количеству голосов в произведении). Верхняя линия соответствует верхнему голосу, а нижняя – нижнему голосу.

 

Верхний

Тема

Противосложение

 

Противосложение

 

 

 

Интермедия

 

Нижний

 

Тема

 

Тема

 

На начальном этапе достаточно правильно прикрепить карточки, чуть позже можно указывать тональности тем.

С другим видом полифонии – контрастной или разнотемной наши ученики знакомятся преимущественно на сочинениях И.С. Баха: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», некоторые маленькие прелюдии, сюиты. Обращаем внимание учащихся на то, что в контрастной полифонии мы всегда найдём главный голос, который мелодически более развит. Остальные голоса развиты слабо, они гармонически поддерживают главный голос.

На этапе проверки знаний, полученных учащимися, мы используем следующие формы работы: устный опрос, письменные контрольные работы, музыкальные угадайки на определение полифонического и гомофонно-гармонического стилей, а также определение разных видов полифонического письма или количества голосов в полифонических произведениях.  Среди письменных видов проверочных работ могут быть следующие:

·       формулировка ответов на поставленные вопросы;

·       заполнение таблиц на нахождение соответствия между терминами и разъяснением их значения;

·       отгадывание или составление кроссвордов;

·       тексты с пропусками слов для вписывания изученных терминов;

·       прохождение интерактивных компьютерных тестов. 

Пример таблицы на  соответствие.

Найди значение каждому из музыкальных терминов и соедини стрелкой.

Полифония

Мелодическое  построение  между  темами.

В переводе «промежуточный, находящийся посреди».

Интермедия

Сложное полифоническое произведение, название которого в переводе «бег».

Фугетта

Вид  произведений, где голоса равнозначны. В переводе с греческого «многоголосие».

Канон

Произведение, в котором есть деление на главный голос и гармоническое сопровождение.

Гомофония

Повторение той же мелодии в других голосах, но с некоторым опозданием.

Фуга

Небольшое полифоническое произведение,

в переводе «маленькая фуга».

Имитация

Название мелодии, звучащей в первом голосе, в момент вступления темы во втором голосе.

Противосложение

Короткая выразительная мелодия, лежащая в основе фуги, фугетты  или инвенции.

Двойная  фуга

Приём развития в полифонических произведениях,  в переводе «подражание».

Тема

Фуга на две темы.

Далее более подробно начинаем изучение полифонии, полифонической фактуры в 4 классе, продолжаем в 5 классе в курсе музыкальной литературы, но уже в связи с личностью И.С.Баха. Говорим об эпохе, в которой жил и творил великий композитор, о его жизни и творчестве.

Подробно останавливаемся на клавирном творчестве Баха, поскольку именно на 5 году обучения  большинство наших учащихся фортепианного отделения  начинают играть инвенции в классе специального инструмента. Сталкиваемся с тем, что преподаватели специальности часто жалуются, что дети не понимают и не любят, не хотят играть полифонию вообще, и инвенции, в частности.

Природа человека такова: мы любим делать то, что нам понятно и получается, и наоборот. Мы считаем, что задача преподавателя теоретических дисциплин состоит в том, чтобы объяснить детям, что такое полифония, полифоническая музыка, в чем её особенность и красота. Да, она сложна, но она прекрасна!

Изучение данного материала происходит не только через теоретический материал: дети готовят сообщения, делают презентации. На этапе освоения теоретической части на уроках используем кроссворды, таблицы, письменные тесты, компьютерное тестирование. Но, конечно, самым сложным этапом в освоении полифонии, является анализ полифонического произведения. Мы считаем, что это самый действенный способ для детей понять, а возможно, и полюбить полифоническое произведение, исполняемое в классе специального инструмента. Анализируя, помогаем детям разобраться в строении пьесы, тональном плане, понять характер темы и, в целом, характер всего произведения.

В качестве анализируемого произведения мы покажем трехголосную си минорную  инвенцию Баха. В этом нам поможет ученица 6 класса фортепианного отделения Алина Г.

Преподаватель: Алина, что такое инвенция?

Алина: Слово «инвенция» в переводе означает изобретение, выдумка.

П.: Бах написал инвенции для своего сына Вильгельма Фридемана, чтобы научить его связной игре. Сколько инвенций написал Бах?

А.: 15 двухголосных и 15 трехголосных, которые он называл симфониями или фантазиями.

П.: Сыграй тему этой симфонии и охарактеризуй её.

А.: Тема звучит вначале в верхнем голосе в си миноре активно, энергично, колко.

П.: В полифонических произведениях характер темы определяет характер всего произведения, как правило. Кстати, как называется мелодия в левой руке, которая сопровождает тему?

А.:  Противосложение.

П.: Теперь покажи следующее проведение темы и ответь на вопросы: в каком голосе и в какой тональности оно звучит, как называется такое проведение?

А.: Это проведение звучит в нижнем голосе, в си миноре, и называется – тематический ответ.

П.: Покажи третье проведение темы. Как видим, оно звучит в среднем голосе, в си миноре. Но это проведение неполное.

Теперь поговорим о строении этой симфонии. Вообще полифонические произведения Баха, в частности фуги, имеют преимущественно трехчастное строение: экспозиция, разработка, реприза. Что касается инвенций и симфоний, то не все они трёхчастны. Большинство из них имеют свободную (или промежуточную) форму, хотя черты трёхчастной или двухчастной форм в них присутствуют. Но, в любом случае, во всех инвенциях есть раздел, который мы могли бы назвать экспозиция. Что такое экспозиция?

А.: В переводе слово «экспозиция» означает изложение. В полифонических произведениях в экспозиции тема проводится во всех голосах поочерёдно.

П.: Собственно, это мы и наблюдали в проанализированном разделе. Где ещё звучит тема и в какой тональности? (Алина играет проведение темы в ре мажоре).  С этого места начинается следующий раздел.  В нем тема проводится не полностью, а только её первый  элемент. Этот элемент секвенцируется, проводится в разных голосах. Таким образом, данный раздел приобретает характер разработки. А вот дальше идёт раздел, который называется каденция. Ты знаешь что это такое.

А.: Каденция – это заключительный оборот мелодии.

П.: Верно, но в музыке это слово имеет ещё одно значение. Каденцией в инструментальных сочинениях назывался вставной виртуозный эпизод, в котором исполнитель показывал своё мастерство в игре на инструменте, свой импровизационный дар. Каденции очень виртуозны, звучат ярко, блестяще. У данного эпизода в наличии все черты каденции: яркость, блеск, импровизационная природа.

И, наконец, заключительный раздел. (Алина показывает проведение темы). Тема не проводится полностью, но возвращается и утверждается основная тональность си минор.

И в заключение, Алина, хочу тебе передать совет Баха, который тебе пригодится в  работе  над инвенциями: в инвенции нужно смотреть на голоса, как на людей, а на многоголосие, как на беседу между  этими людьми. Причем Бах ставил за правило, чтобы каждый из голосов говорил бы хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то пусть лучше молчит и ждет, когда до него дойдет очередь.

 

Библиография:

1. Браудо И., Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе, СПБ, Северный олень, 1994г., 76с.

2. Друскин М.С., Иоганн Себастьян Бах, Москва, 1982г., 384с.

3. Способин И., Музыкальная форма, 1984г., 362с.

4. Хернади Л., Анализ трехголосных инвенций Баха, Будапешт,1965г.,46с.

 5. Шорникова И., Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки, Феникс, 2018г., 282с.