Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) при обучении аудированию

Дата публикации: 2020-01-09 10:13:06
Статью разместил(а):
Логинова Ольга Валерьевна

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) при обучении аудированию в УМК серии «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой

Автор: Пьянкова Ольга Викторовна

 

Обучение иностранным языкам как средству общения подразумевает обоюдный диалоговый контакт говорящего и слушающего. К сожалению, далеко не всегда можно организовать такой контакт на уроках иностранного языка, чтобы приблизить разговорную ситуацию к диалогу носителей языка. Авторы большинства комплектов УМК широко используют аудио- и видеоматериалы. 

Ранее такие средства обучения издавались на кассетах, дисках, которые учитель с трудом «доставал» в магазинах, тратил время на установку в магнитофон, носил аппаратуру из кабинета в кабинет. Записи были ненадлежащего качества, озвученные русскоязычными дикторами, с абсолютно не мотивирующими заданиями.

С развитием технических средств обучение аудированию намного упростилось. Наличие ноутбука и колонок в кабинете позволяет проигрывать найденные в Интернете аудио- и видеоматериалы. Тем лучше, если разработки авторские, согласованные внутри всего УМК.

Итак, рассмотрим разнообразие предлагаемых аудиовизуальных средств обучения (АВСО). Под аудиовизуальными средствами обуче­ния подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слу­ховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. С учетом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы). 

Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е. содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и не­учебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися. На занятиях используют­ся также естественные средства массовой информации, включае­мые в учебный процесс (например, телевизионные передачи). 

АВСО являются эффективным источником повышения каче­ства обучения благодаря яркости, выразительности и информа­ционной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоз­дающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. При этом на занятиях успешно реализуются дидактиче­ский принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся (на­пример, при просмотре теле- и кинофильмов). Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий. Представление о современных АВСО да­ет приведенная ниже категоризация. 

 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

- Фонограммы, 

- Видеограммы, 

- Видеофонограм­мы, 

- Грамзапись, магнитная запись, радиопередачи. 

Такие АВСО могут быть:

- Натуральными (предметы, действия)

- Художественно-изобразительными (учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, геогра­фические карты)

- Графическими (таблицы, схемы). 

АВСО также реализуются в кинофильмах, учебных видеофильмах, телепередачах, компьютерных программах.

В УМК серии «Forward» используются слуховые и зрительно-слуховые АВСО – озвученные комиксы, тексты, песни, диалоги, полилоги, грамматические структуры и одиночные лексические единицы. Начиная с фонетических заданий по проговариванию звуков, слов, словосочетаний и структур в начальной школе, авторы увеличивают объем

АВСО и заданий к ним в средних и старших классах.

При обучении чтению авторы дублируют аудиозаписи в текстовом варианте либо дают в помощь картинку.

В 8-11 классах слуховые АВСО делятся на части, к каждой из которой авторы подбирают индивидуально (вопросы, выбор «верно-неверно», предположения, озаглавливание, соотнесение тем с абзацами текста).

Аудиофайлы УМК серии «Forward» красочно оформлены звуковыми источниками, помогающими вникнуть в ситуацию (цокот копыт, гул самолета, шум дороги, фоновая музыка), но, с другой стороны, вносящими помехи в звуковое восприятие, что приближает аудиозапись к естественной среде.

В УМК серии «Forward» периодически дублируются АВСО в учебнике и рабочей тетради. При многократном прослушивании аудиоматериала учащиеся лучше воспринимают и узнают английскую речь, получают дополнительную мотивацию при понимании языкового материала.

Контроль знаний по аудированию осуществляется при помощи таблиц, структурно приближенных к тем, которые используются в рамках контроля ОГЭ/ЕГЭ, так что, выбрав английский язык для сдачи в государственной итоговой аттестации, выпускник уже знаком с техникой решения заданий по аудированию.

Кроме того, в 9-11 классах в учебниках есть приложения с  заданиями по аудированию.

Таким образом, установлено, что принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения школьниками изученного материала и является одним из важнейших принципов обучения. Хотя в УМК серии «Forward» отсутствуют зрительные АВСО, включив принцип наглядности в обучение аудированию при помощи звуковых и зрительно-слуховых аудиовизуальных средств обучения, авторы УМК серии «Forward» помогают эффективно решать задачи по пониманию англоязычной речи. Хотелось бы пожелать разработчикам программы дополнить курс учебными фильмами, мультфильмами, видеоиграми в рамках изучаемых тем.