Образовательная программа дополнительного образования «ОГЭ по информатике легко и просто»

Дата публикации: 2019-12-27 13:45:10
Статью разместил(а):
Криштофенко Елена Васильевна

Образовательная программа дополнительного образования

«ОГЭ по информатике легко и просто»

Автор: Криштофенко Елена Васильевна

МБОУ г. Иркутска лицей № 3

 

Пояснительная записка

Целью основного государственного экзамена (ОГЭ) является определение соответствия  результатов  освоения  обучающимися  основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям  федерального  государственного  образовательного  стандарта Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

В КИМ 2020 г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх  новых  заданий, проверяющих  умения и навыки практической работы с компьютером:

•  поиск  информации  средствами  текстового  редактора  или операционной системы;

•  анализ содержимого каталогов файловой системы;

•  создание презентации или текстового документа.

В  КИМ 2020 г. отсутствуют задания с выбором ответа из предложенных альтернатив, т.е. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ. Из КИМ 2020 г. исключены задания, тематика которых в значительной степени дублируется другими заданиями, в том числе компьютерными.

Таким образом, количество заданий сокращено до 15 при увеличении времени на выполнение компьютерных заданий, с  сохранением  общего времени на выполнение работы 150 минут.

Назначение экзамена по информатике и ИКТ в форме ОГЭ — оценить основную образовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников IХ классов общеобразовательных учреждений с целью отбора для зачисления в классы с углубленным и профильным изучением информатики.

Итоги экзамена показывают, что сдать экзамен по информатике можно лишь в том случае, если изучены все темы, вошедшие в кодификатор содержания.

Программа данного курса рассчитана на 18 часов  и ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче общего государственного экзамена.

Учителю следует учитывать и объяснить учащимся, что данный курс не предназначен для записи в аттестат с проставлением оценки, его назначение — подготовка к сдаче общего государственного экзамена. Успешность освоения будет определена после сдачи экзамена.

Цель курса: подготовка к сдаче основного государственно­го экзамена по информатике.

Задачи курса: 

·         сформировать:

-       положительное отношение к процедуре контроля в формате основного государственного экзамена; 

-       представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

·         сформировать умения:

-        работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

-        эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; 

-        правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; 

·         закрепить умения: 

-        планировать структуру своих действий при помощи алгоритмических и операционных стилей мышления; 

-        самостоятельного поиска информации, необходимой для решения определенной задачи;  

-        построения информационной структуры для описания объектов и систем;  

-        правильно интерпретировать информацию, делать выводы и заключения. 

Структура курса (теория – 3 ч., практика – 15 ч.) 

 

Раздел I. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике.

1.      Специфика тестовой формы контроля.

2.      Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике 

3.      Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса. 

Раздел II. Тематические блоки и тренинги по заданиям и вариантам:

1.      Представление  и передача информации.

2.      Основы логики

3.      Информационное моделирование

4.      Компьютерные сети

5.      Системы счисления

6.      Файловая система

7.      Создание и обработка информационных объектов

8.      Организация информационной среды

9.      Математические инструменты, электронные таблицы

10.  Основы программирования и алгоритмизации.

Распределение часов зависит от пожеланий группы учащихся и варианта учебного плана образовательного учреждения. Планирование может быть рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме (вместе с учителем осваивается весь курс за 2 часа в неделю  в течение половины одного полугодия) или систематические аудиторные занятия по 1 часу в неделю за полугодие. Возможен вариант краткосрочных обязательных аудиторных занятий (несколько лекционных часов), при этом тренинговые занятия учащиеся проводят самостоятельно в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем (в очном или дистанционном режиме).

Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.

Большая часть учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ОГЭ. Предлагаются аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.

Формы контроля

1.      Промежуточный контроль с использованием тематических контрольных материалов.  

2.      Итоговый контроль с использованием  вариантов, аналогичных используемым на экзамене.

 

Планируемые результаты освоения элективного курса:

Предметные образовательные результаты:

1.      Формирование представления об основных изучаемых  понятиях: информация,  алгоритм, модель и их свойствах

2.      Формирование  знаний  об алгоритмических конструкциях,  логических значениях  и  операциях;  знакомство  с  одним  из языков программирования и основными алгоритмическими структурами: линейной, условной и циклической

3.      Формирование представления  о компьютере  как универсальном  устройстве обработки информаци

4.      Развитие  алгоритмического мышления,  необходимого для  профессиональной деятельности в современном обществе;  развитие  умений составить  и  записать алгоритм  для  конкретного исполнителя

5.      Развитие основных навыков и  умений  использования компьютерных устройств формирование  умений

6.      формализации  и структурирования информации,  умения выбирать  способ представления  данных  в соответствии  с поставленной  задачей: таблицы,  схемы,  графики, диаграммы,  с использованием соответствующих программных  средств обработки данных

7.      Формирование информационной и алгоритмической  культуры, развитие основных навыков и  умений  использования компьютерных устройств

8.      Формирование  навыков  и умений  безопасного  и целесообразного  поведения при  работе  с компьютерными программами и в Интернете, умения  соблюдать  нормы информационной  этики  и права

Личностные образовательные  результаты:

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

2. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3. Навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной и  учебно-исследовательской деятельности;

4. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

5. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные образовательные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.  

 

Содержание программы:

Раздел I. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике - 1ч.

Специфика тестовой формы контроля. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов.

Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике. Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета «Информатика и ИКТ» в контрольных измерительных материалах. Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий с развернутым ответом).

Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса. Задания с развернутым ответом, их место и назначение в структуре КИМ. Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями со свободным развернутым ответом. Типология заданий со свободным развернутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.

Раздел II. Тематические блоки и тренинги по заданиям и вариантам - 17 ч.

Представление  и передача информации - 1 ч.

Информация. Представление информации. Алфавит.  Естественные  и формальные языки. Единицы измерения  длины  двоичных текстов: бит, байт, килобайт и  т.д.  Количество информации, содержащееся в сообщении. Кодирование и декодирование информации.

Основы логики - 1 ч.

Логические  выражения. Логические  операции: «и» (конъюнкция,  логическое умножение), «или» (дизъюнкция,  логическое сложение), «не» (логическое отрицание).  Правила  записи логических  выражений. Приоритеты  логических операций.

Информационное моделирование- 1 ч.

Использование информационных моделей. Поиск и сортировка информации. Графы. Поиск количества путей.

Компьютерные сети - 2 ч.

Адресация в интернете. Запросы для поисковых систем.

Системы счисления - 2 ч.

Двоичное представление информации. Кодирование чисел. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в различных системах счисления.

Файловая система – 2 ч.

Файловый менеджер. Программное  обеспечение компьютера. Принципы  построения файловых  систем.  Каталог (директория).  Основные операции  при  работе  с файлами:  создание, редактирование, копирование,  перемещение, удаление. Типы файлов.

Создание и обработка информационных объектов – 2 ч. 

Текстовые  документы. Страница. Абзац. Строка. Слово. Символ.  Текстовый процессор. Свойства  страницы,  абзаца, символа.  Стилевое форматирование.  Списки. Таблицы. Графические  объекты. Диаграммы. Таблица как представление отношения.

Организация информационной среды – 2 ч.

Подготовка  компьютерных презентаций.  Включение  в презентацию аудиовизуальных объектов.

Математические инструменты, электронные таблицы - 2 ч.

Электронные таблицы.  Выделение диапазона. Сортировка. Построение графиков и диаграмм. Адресация в электронных таблицах.

Основы программирования и алгоритмизации – 2 ч.

Алгоритм. Алгоритмический язык.  Программа. Блок-схема. Системы  программирования. Средства  создания  и выполнения программ.

Конструкция «следование». Линейный  алгоритм. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Простые и составные  условия. Конструкция «повторение»: циклы  с  заданным  числом повторений,  с  условием выполнения,  с  переменной цикла.

 

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

 

Раздел I. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике 

1

 

 

 

1

Специфика тестовой формы контроля. Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике. Типы заданий. 

 

1

 

 

 

Раздел II. Тематические блоки и тренинги по заданиям и вариантам 

17

 

 

 

 

Представление  и передача информации 

1

 

 

 

2

Количество информации, содержащееся в сообщении. Кодирование информации 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Основы логики

1

 

 

 

3

Логические  выражения. Приоритеты  логических операций. 

 

 

1

 

 

Информационное моделирование

1

 

 

 

4

Использование информационных моделей. Поиск и сортировка информации. Графы. Поиск количества путей. 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Компьютерные сети 

2

 

 

 

5

Адресация в интернете.  

 

1

 

 

6

Запросы для поисковых систем. 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Системы счисления.

2

 

 

 

7

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.  

 

 

1

 

8

Арифметические операции в различных системах счисления. 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Файловая система

2

 

 

 

9

Каталог (директория).  Основные операции  при  работе  с файлами:  создание, редактирование, копирование,  перемещение, удаление.  

 

1

 

 

10

Типы файлов

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Создание и обработка информационных объектов

2

 

 

 

11

Текстовые  документы. Свойства  страницы,  абзаца, символа.  Стилевое форматирование.  

 

 

1

 

12

Списки. Таблицы. Графические  объекты. Диаграммы.  Таблица  как представление  отношения. 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Организация информационной среды

2

 

 

 

13

Подготовка  компьютерных презентаций. 

 

 

1

 

14

Включение  в презентацию аудиовизуальных объектов. 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Математические инструменты, электронные таблицы

2

 

 

 

15

Электронные таблицы.  Выделение диапазона. Сортировка. Адресация в электронных таблицах. 

 

 

1

 

16

Построение графиков и диаграмм. 

 

 

1

Самостоятельная работа

 

Основы программирования и алгоритмизации

 

 

 

 

17

Анализ программы, записанной на языке программирования

 

 

1

 

18

Обработка последовательности чисел

 

 

1

Самостоятельная работа