Метод проектов как современная педагогическая технология в системе СПО
Метод проектов как современная педагогическая технология в системе СПО
Автор: Рыбников Сергей Владимирович
ГБПОУ СО «Краснокутский политехнический лицей», г. Красный Кут, Саратовская область
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя
Элберт Хаббарт
Российское профобразование движется по пути развития практико-ориентированного обучения.
Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения, ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим профессиональное образование должно изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение полученных знаний.
Выполнению требований ФГОС СПО способствует внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, одной из которых является технология проектной деятельности.
Активное применение данной технологии в учебном процессе СПО, способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся.
Инновационная деятельность ГБПОУ СО «Краснокутский политехнический лицей», нацеленная на работу с обучающимися по стандартам WorldSkills, подготовку студентов по ТОП-50, предполагает внедрение технологии проектной деятельности, позволяющей совместить теорию и практику в подготовке специалистов.
ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов был разработан в начале XX века американским учёным Дж. Дьюи и американским психологом, педагогом К.Патриком с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность обучающихся с учётом их личных интересов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.
«Всё, что я познаю, знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В настоящее время метод проектов является наиболее адекватным среди разнообразных направлений современных педагогических методик и технологий.
ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В чём же преимущество проектного обучения?
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Участие в проектной деятельности обучающихся по стандартам СПО дает возможность активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проектный метод позволяет дифференцированно подходить к обучению будущих специалистов.
Происходит развитие навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных (работа в группе – не подвести товарища, соперничество – кто лучше?).
Умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Разумеется, не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива, однако умение мыслить творчески поможет обучающимуся при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.
Для студента проект – это возможность:
- научиться проводить маркетинговый анализ рынка;
- познакомиться с запуском краудфандинговой платформы;
- научиться применять полученные знания, умения и навык;
- создать потенциальный стартап;
- продемонстрировать достигнутый результат;
- проявить инициативу и самостоятельность.
Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1. Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
2. Проблема, предлагаемая обучающимся, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
3. Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся группы, предложив каждому задания с учетом уровня компетенций.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания специализированного предмета. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.
Новизна подхода в том, что обучающимся дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В преподавании метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор обучающихся, закрепить изученный материал.
Овладение знаниями в процессе проектной работы доставляет обучающимся истинную радость познания, повышает их уровень знаний и навыков. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, следующих рекомендаций:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать их, желательно поощрять самостоятельность;
• во-вторых, должен быть четкий план выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал, больше практики, нацеленной на продукт проекта.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого студента;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с обучающимися.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности участников проекта к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются обучающиеся разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта
Одни проекты оформляются самостоятельно, другие, требующие помощи создаются непосредственно в коллективе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить перед одногруппниками, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Технология метода проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей жизни.
Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.
Метод проекта в процессе обучения позволяет включить обучающихся в исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Продукт проекта может быть использован в участии на площадках, действующих в формате инфраструктуры движения WorldSkills Россия и других мероприятиях, включённых в национальный проект «Образование».
Вовлечение обучающихся в проектную деятельность как основного этапа в выборе профессии и образовательной траектории создаёт новые возможности для социализации обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Лазарев Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/Т.В. Лазарев//Первое сентября. - 2011. - № 1. - С. 9-10
2. Моор М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.
4. Судакова С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]/И.Д. Чечель//Директор школы.- 1998.- № 3.-С. 11-17.