Особенности обучения английскому языку детей с особыми потребностями
Особенности обучения английскому языку детей с особыми потребностями
Автор: Нуржанова Наталья Николаевна
В современном обществе, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональным стандартом педагога, способность работать с детьми с особыми потребностями является одной из ключевых компетенций педагога. Обучение в данном случае должно носить практико-ориентированный характер, чтобы ученики имели возможность получить образование и обеспечить себе достойный выбор профессии в дальнейшей жизни.
Каким же должно быть эффективное взаимодействие педагога с детьми?
Следуя психофизиологическим особенностям детей с особыми потребностями, важно обеспечить на уроках английского языка частую смену активной подвижной деятельности, учесть многократное повторение изучаемого и закрепляемого материала, акцентировать внимание обучающихся на возможности практического применения новых знаний в обычной жизни.
На каждом этапе урока ученикам следует давать простые, четкие инструкции, которые позволят осознанно включиться в задание и выполнить его максимально качественно. Для расширения словарного запаса необходимо подбирать слова, которые дети смогут употреблять в повседневной жизни, более того в работе с детьми с особыми потребностями допускается использование транскрипции на русском языке. Обучающимся будет сложно запомнить и использовать в своей речи малоупотребительную лексику, поэтому проще включать интернациональные слова и обучать детей понимать их методом догадки либо соответствия.
Каждый урок следует начинать с заданий на развитие зрительной, слуховой и ассоциативной памяти, применяя для усиления эффекта картинки, слайды, игры и музыкальное сопровождение.
На этапе повторения и закрепления пройденного материала, современные информационные технологии, за счет игровых и тестовых программ, звукового и визуального сопровождения, позволят получить качественный эффект запоминания лексики. Информационные технологии дают возможность педагогу донести до учащихся больший объем информации с наименьшими временными затратами и приложенными усилиями. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности детей с особыми потребностями.
С целью получения максимального качества усвоения материала детьми, педагогу важно применять в работе проблемные вопросы, программированные и дифференцированные задания по карточкам, дидактические игры. Подобные задания вызывают интеллектуальные затруднения и требуют от ученика необходимости обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания.
Оценивать учащихся с особыми потребностями следует не столько за достигнутые результаты, сколько за их старание и усилия в изучении английского языка. Оценка обязательно должна выставляться с позитивным уклоном.
Таким образом, в процессе обучения иностранному языку детей с особыми потребностями на всех этапах необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума.
Процесс обучения иностранному языку будет являться, в основном, деятельностью по активному усвоению опыта и знаний, приобретенных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоения способов применения полученных знаний. Дети с удовольствием примут активное участие в образовательном процессе, понимая, что учатся для себя, для своего продвижения.