Профилактика инсульта студентами медицинского колледжа - способ формирования общих и профессиональных компетенций

Дата публикации: 2019-11-25 08:25:48
Статью разместил(а):
Воронцова Ирина Петровна

Профилактика инсульта студентами медицинского колледжа - способ формирования общих и профессиональных компетенций

Авторы: Осипова В.В. и Воронцова И.П.

 

В последние годы прослеживается достаточно чёткая и определенная тенденция к неуклонному росту заболеваний цереброваскулярного характера, которые возникают не только у лиц зрелого возраста, но и у лиц относительного молодого возраста.

Несомненно, это представляет большую опасность, для дальнейшего сохранения здоровья человека, причем, далеко не всегда, люди могут достаточно четко назвать факторы риска, провоцирующие такие цереброваскулярные заболевания как инсульт, и каким образом, можно этого избежать. И на основании всего этого, в Шадринском филиале Курганского базового медицинского колледжа реализуется проект, посвященный борьбе с инсультом, о мерах профилактики данного заболевания, о реабилитации пациентов, которые перенесли инсульт геморрагического либо ишемического генеза. Так же, важной целью данного мероприятия является постоянное повышение уровня знаний населения в рамках постоянного проведения соответствующих акций, в которых активно участвует движение волонтёров-медиков, информирующих людей по этому поводу. Соответственно, систематически выполняя работу подобного рода, у наших студентов идет формирование необходимых общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшей конструктивной трудовой деятельности в сфере здравоохранения.

Ниже мы хотим привести пример нашего проекта, помогающий в достижении вышеназванных целей.

Описание проекта «Победим инсульт!»

В г. Шадринске (как и по стране в целом), за последние 3 года отмечена тенденция к возрастанию количества пациентов с диагнозом ОНМК, кроме этого к омоложению контингента больных с сосудистыми заболеваниями мозга- это пациенты до 20 и немного старше. Но в основном, это люди старше 60 лет. Постинсультная инвалидизация занимает 1-е место среди всех причин инвалидности, поэтому эффективность реабилитационных мероприятий является важной составляющей вторичной профилактики инсульта. В городе Шадринске нет отделений и реабилитационных центров, которые занимаются восстановлением больных после инсульта.

В связи с данной проблемой, необходимо создать медико-социальный проект, который будет заниматься профилактикой инсульта. Для этого нужно провести анкетирование пациентов неврологических отделений медицинских организаций г. Шадринка, выявить риски повторных инсультов. После обработки статистических и анкетных данных провести реабилитационные мероприятия в неврологическом отделении ГБУ «ШБСМП» для пациентов, перенесших инсульт. Результатом проекта будут проведённые студентами под контролем инструктора ЛФК занятия по скандинавской ходьбе для профилактики вторичных инсультов, а так же городские акции «Измерь своё давление» и «Стоп, Инсульт». 

Краткое содержание проекта 

Проект проводился на базе сосудистого центра больницы скорой медицинской помощи г. Шадринска.

Цель:принять участие по  вторичной профилактике ишемического инсульта у пациентов  ГБУ «ШГБ».

Задачи:

1. Провести анкетирование пациентов неврологических отделений медицинских организаций г. Шадринка по вопросам выявления факторов риска инсультов  и образа жизни.

2. Провести анкетирование больных, перенесших инсульт и принять участие в реабилитационных мероприятиях и  вторичной профилактике инсульта у пациентов  ГБУ ШГБ неврологического отделения.

3. Провести мероприятия, направленные на восстановление после инсульта, первичную и вторичную профилактику инсульта и повышение уровня знаний населения г. Шадринска об инсульте. 

Предмет(ы), дисциплина, профессиональный модуль

ПМ 01. Диагностическая деятельность. МДК 01.01. Раздел Неврология

ПМ 02. Лечебная деятельность. МДК 02.01. Раздел Неврология.

ПМ 05. Медико-социальная деятельность. МДК 05.01. Медико-социальная реабилитация. 

Курсы 3 

Приблизительная продолжительность проекта 3 месяца 

2 теоретических занятия, 2 практических занятия, 3 заседания кружка 

Основа проекта 

Образовательные стандарты 

Реализация ФГОС.  При реализации проекта в полной мере формируются общие компетенции и профессиональные компетенции. 

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПМ 01 Диагностическая деятельность:

ПК 1.1. Планировать обследование больных инсультами в  различных возрастных группах.

ПК 1.2. Проводить диагностику инсультов, прединсультных состояний.

ПМ 02. Лечебная деятельность:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

ПМ 05 Профилактическая деятельность:

ПК 5.2. Проводить санитарно-просветительную работу.

ПК 5.3.Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения по профилактике инсультов.

ПК 5.8. Организовывать и проводить   волонтерскую работу по профилактике инсультов. 

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

После завершения проекта обучающиеся смогут:

- повысить уровень знаний   об инсультах, методах диагностики, лечения, реабилитации, профилактике;  о состоянии проблемы инсультов  и формировании готовности его предупреждать и  пропагандировать ЗОЖ.

- увеличение числа студентов  занятых во внеурочное время в кружках,  и занимающихся исследовательской работой.

- использовать приобретенные знания в решении познавательных и практических задач,

- развить исследовательские навыки (умение выявлять проблему, осуществлять сбор информации о заболевании, построение гипотез, обобщений) при мониторинге заболеваемости инсультами  в Шадринском районе,

- развить коммуникативные компетенции при общении с пациентами и навыки проведения профилактической работы с населением.

Вопросы, направляющие проект 

Основополагающий вопрос 

Почему в 21 веке произошло резкое увеличение больных с инсультами?  

Проблемные вопросы учебной темы

 

1.Почему (по каким причинам) возросло количество инсультов в городе Шадринске?

2. Каким образом мы можем повлиять на снижение заболеваемости первичным и вторичным инсультом? 

Учебные вопросы 

1. Какие мероприятия включает профилактика ишемического инсульта? Или Как организовать профилактику ИИ?

2. В чем именно состоит профилактика ишемического инсульта?

3.Какие будут предприниматься профилактические и реабилитационные мероприятия относительно геморрагического инсульта?

4. Каковы особенности реабилитации больных перенесших инсульт? 

План оценивания 

Формы оценивания студентов по ходу выполнения проекта: индивидуальная, групповая. 

График оценивания 

1 раз в месяц (на заседании кружка или на практическом занятии)

До работы над проектом 

Ученики работают над проектом и выполняют задания 

После завершения работы над проектом

Запуск проекта.

Стартовая презентация.

Таблица «Знаю- умею-интересуюсь-хочу узнать» 

 

 

 

Маршрутный лист Проекта группы

Промежуточный контроль:

1) отчёты о ходе работы;

2) оценка презентаций, памяток, листовок, плакатов, санбюллетеней, ситуационных задач, кроссвордов по диагностике и профилактике инсультов, 3) оценка плана работы «Школы Скандинавской ходьбы». 

Презентация итогов исследовательской работы групп

Анкета «Результаты работы группы»

Анкета «Что мне дало участие в проекте» 

Описание методов оценивания 

1. На заседаниях кружка: промежуточный контроль в форме  отчётов и подготовленных материалов всех участников проекта, которые показывают уровень  подготовки и помогают своевременно выявить возможные разногласия и противоречия, мешающие выполнению проекта. Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – члены кружков являются командой единомышленников.

2. Наблюдение и анкетирование обучающихся   на разных этапах реализации  проекта проводит преподаватель на практических занятиях или заседаниях кружка; анализ результатов; активность и заинтересованность.

3. В ГБУ ШБСМП сосудистое отделение студентов проверяет старшая медицинская сестра и методический руководитель практики.

4. В ЛПУ г. Шадринска проводится акция «Стоп, Инсульт!», «Измерь своё давление!» контроль осуществляют сотрудники по приказу. 

Сведения о проекте 

Необходимые начальные знания, умения, навыки 

1. Знание классификации инсультов, их диагностики и лечения;

2. Знание особенностей этапов реабилитации пациентов после перенесённого инсульта;

3. Знание мероприятий первичной и вторичной профилактики;

4. Владение приёмами поиска информации в сети Интернет, сохранения и обработки найденных материалов.

5. Умение работать в программе Microsoft PowerPoint, умение работать с текстовым редактором, принтером, сканером.

6. Умение работать с электронными учебниками, энциклопедиями и библиотеками. 

Учебные мероприятия 

Студенты делятся на группы:

Первая группа разрабатывает опросник и проводит  анкетирование пациентов неврологических отделений медицинских организаций г. Шадринка по вопросам выявления факторов риска инсультов  и образа жизни. Всего должно быть опрошено 100 пациентов. Затем обрабатываются полученные результаты и оформляются в виде диаграмм.

Вторая  группа разрабатывает опросник и проводит анкетирование больных, перенесших инсульт в неврологическом отделении ГБУ ШБСМП. Необходимо выявить риск повторного инсульта. Полученные данные обрабатываются и оформляются в виде диаграмм.

Третья группа под руководством медицинского персонала принимает участие в реабилитационных мероприятиях и  вторичной профилактике инсульта у пациентов  ГБУ ШГБ неврологического отделения. Студенты под контролем медицинской сестры, инструктора ЛФК и массажиста выполняют необходимые манипуляции. Все данные фиксируют в дневниках наблюдения за пациентом.

Четвёртая группа принимает участие в акциях «Измерь своё давление» и «Стоп, Инсульт!» ЛПУ города Шадринска с целью повышения уровня знаний населения по профилактике инсульта.

Пятая группа организовывает и проводит занятия по скандинавской ходьбе с целью профилактики повторного инсульта. Приглашаются пациенты неврологического отделения, с которыми проводились реабилитационные мероприятия студентами колледжа, а так же не имеющие противопоказаний. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Студенты подготавливают план работы, раздаточный материал, сценарий бесед, совместную скандинавскую ходьбу. 

Материалы для дифференцированного обучения 

Учащийся с проблемами усвоения учебного материала

(Проблемный студент)

 

1.Для студентов есть график проведения консультаций преподавателя во внеурочное время.

2.Любой студент может посетить любое занятие преподавателя с другой группой для вторичного прослушивания лекции либо практическое занятие по данной теме.

3.Студенты, не справившиеся с творческими заданиями, приглашаются для устного консультирования и собеседования.

4.Работники библиотеки колледжа извещены о работе студентов над темой и готовы предложить необходимые материалы.

5.Группа отстающих студентов (2-7 чел.) получает конкретные задания, занимаются совместно в кабинете или в библиотеке без преподавателя, затем проводится собеседование со всей группой, такая групповая поддержка даёт хорошие результаты. Или такая же работа может проводится в парах. 

Учащийся, для которого язык преподавания не родной

 

Опишите, как можно организовать языковую поддержку.

Опишите адаптивные материалы, например тексты на родном языке, графические организаторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода

Такой студент будет:

1. Заниматься с преподавателем русского языка,

2. Работать с группой студентов.

3. Преподаватель и студент переходят на устный приём работ,

4. Преподаватель подбирает больше иллюстративного материала, сопровождающегося печатным текстом.

5. Проводит индивидуальные консультации по мере необходимости.

Одаренный учащийся 

Таким студентам предлагаются темы исследований: 

1. «Причины и профилактика инсультов»;

2. «Реабилитация после перенесённого инсульта»

Результаты исследований и рецензии представляются на общегрупповой дискуссии в виде презентаций на заседании кружка. 

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта 

Технологии - оборудование (отметьте нужные пункты) 

Фотоаппарат, компьютеры, принтер, видеокамера, проекционная система, видео, конференц-оборудование, сканер,  телевизор 

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты) 

электронные таблицы, программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы   

Материалы на печатной основе 

Учебники, методические пособия, справочный материал и т.д. 

Другие принадлежности 

Медицинское оборудование

Интернет-ресурсы 

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта