Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование профессионального самоопределения школьников в рамках проекта "Химия без границ"

Дата публикации: 2019-11-14 09:08:24
Статью разместил(а):
Ваганова Светлана Васильевна

Формирование профессионального самоопределения школьников в рамках муниципального проекта «Химия без границ»

Автор: Ваганова Светлана Васильевна

ГБПОУ «Уральский химико-технологический колледж», г. Губаха

 

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении

всего того, что знаешь.

А.Дистервег

 

В настоящее время общество предъявляет серьёзные требования к социальному статусу человека, в то же время мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, постоянно меняются.

Одним из важнейших моментов определения учащимися себя в мире – это профессиональное самоопределение, которое играет важную роль в становлении личности. У старших подростков становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими. Действуя практически и общаясь с людьми, подросток получает информацию о самом себе как субъекте деятельности и общения.

Именно в 9 классе (предпрофильном) возникает пространство для самоопределения учащихся и выбора ими профиля. Учебная деятельность в этом возрасте приобретает избирательный характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессией.

Но многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор. Поэтому проблема выбора профессии становится все более актуальной не только для старшеклассника, но для выпускника основной школы.

Мы территориально находимся в маленьком городе, в котором проживает 34 тысячи человек, 5 школ, 2 учреждения среднего профессионального образования – ГБПОУ «Уральский химико-технологический колледж» и ГБПОУ «Медицинский техникум».

Нам, как малому городу, присущи проблемы, характерные для всех таких поселений. Город Губаха развивается, с каждым годом растет потребность в новых специалистах на предприятиях города.  Одним из приоритетных направлений как руководства городского округа, так и руководства градообразующих предприятий, является создание условий для возвращения выпускников в родной город для трудоустройства на предприятия города. Спецификой стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Губаха» является наличие и деятельность на его территории градообразующих предприятий химической промышленности мирового значения – ПАО «Метафракс» и ОАО «Губахинский кокс», развитие которых зависит от наличия функционально-грамотных, инновационно-мыслящих, креативных, ответственных, быстро и качественно обучаемых и переобучаемых кадров.  Кроме этого ведется строительство нового химического производства - АКМ. Нужны специалисты, родился запрос от градообразующих предприятий по профориентации на специальности, связанные с химическим производством.

5 июня 2017 года на совместном заседании представителей социального партнера ПАО «Метафракс», УХТК, управления образования и школ города были приняты решения о создании на базе колледжа центра и городского координационного Совета по профессиональному самоопределению и профориентационной работе учащихся школ Губахинского городского округа (членом которого являюсь), в состав которого вошли специалисты управления образования, члены администраций всех образовательных учреждений, участвующих в проекте, представители ПАО «Метафракс».

Подросток вынужден полагаться на самого себя, ему необходимо быть способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней.

С утверждением, что в первую очередь, помочь школьникам определиться с будущей профессией должна школа, я в корне не согласна. Это совместный, сотворческий труд работодателей, учреждений образования, находящихся на территории города, родителей и самих учащихся!

Преобразования, происходящие в современном образовании, показывают, что для него стало реальным создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути, начиная с основной школы, а может быть и раньше.

С целью оказания действенной помощи будущим выпускникам основной школы были определены основные задачи по формированию профессионального самоопределения школьников и разработана система работы на всех ступенях обучения в рамках муниципального проекта «Химия без границ»: так в 5-9 классах - «Основная школа – территория самоопределения».

Общая концептуальная и стратегическая идея этой работы - Формирование системы химического образования в образовательных организациях города с целью повышения социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для постепенного и непрерывного сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Основные задачи, которые предполагалось решить – это, прежде всего выстраивание и реализация модели сквозного непрерывного химического образования с уровня дошкольного до среднего общего и в дальнейшем до профессионального; разработка и реализация сетевого взаимодействия, с привлечением всех имеющихся образовательных ресурсов производственных предприятий, СПО, дополнительного образования, электронного и дистанционного образования.

В рамках реализации сетевого взаимодействия в предпрофильной подготовке и профессиональном самоопределении участвуют не только педагогические работники, но и представители всех уровней образования, начиная от дошкольного до профессионального, а также градообразующее предприятие.

Совместно с управлением образования г. Губахи,  ПАО «Метафракс» нами были определены основные общие механизмы реализации:

1. Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере организационно-педагогического сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения.

2. Организация деятельности координационного совета, в сфере организационно-педагогического сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения.

3. Разработка и реализация инновационных программ образовательных учреждений – участников проекта.

4. Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области: временные методические объединения педагогов – участников проекта, семинары, мастер-классы, мероприятия с участием предприятий-партнеров.

Таким образом, проблема малого города определила социальное партнерство: Пермский научно-исследовательский политехнический университет (химико-технологический факультет), Уральский химико-технологический колледж, ПАО «Метафракс», с которыми заключены соглашения и составлены планы совместной работы (стоит отметить, дважды в год генеральным директором ПАО «Метафракс» В.А. Даутом проводятся совещания по данному направлению!).

Кроме того, мы являемся участниками муниципального социально-образовательного проекта «Химия без границ», нацеленного на повышение мотивации учащихся к изучению  химии, повышению качества ее преподавания, проведению профориентационной работы с учащимися с ориентацией на профессии, востребованные ПАО "Метафракс", на повышение эффективности профессионального самоопределения учащихся на специальности, связанные с химическим производством. Финансирование проекта осуществляется из трех источников – это местный бюджет (средства заложены в муниципальную программу «Развитие образования в Губахинском городском округе, краевой бюджет и спонсорские средства ПАО «Метафракс».  Проект рассчитан на 4 года с  2017 по 2020 год.

Объединение заинтересованных лиц позволило разработать стратегию (формирование системы химического образования в образовательных организациях города с целью повышения социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для постепенного и непрерывного сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся), тактику развития химического образования в городе.

Основной целью являлось - повышение эффективности профессионального самоопределения обучающихся на специальности, связанные с  химическим производством, а именно «Химическая технология органических веществ», «Автоматизация технологических процессов», «Монтаж и эксплуатация химического оборудования».

В основной школе в качестве смысловых ориентиров нами были выбраны: создание условий для профильного самоопределения обучающихся, формирования устойчивой мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, в том числе и химии.

На уровне среднего профессионального образования нам предстояло сформировать условия для профессионального самоопределения выпускников основной школы в условиях социального заказа в системе социального партнерства, формирования способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в химии и химической технологии. 

УХТК имеет современную материально-техническую базу лабораторий аналитической, коллоидной, физической химии и технического анализа. Есть опыт участия в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills в компетенции «Лабораторный химический анализ». Есть высококвалифицированные специалисты-химики. Поэтому нами были предложены следующие направления работы с учащимися не только основной и начальной школы, но и с воспитанниками дошкольных учреждений города.

Так, Паршаковой Л.А., Почетным химиком РФ, руководителем учебной лабораторной практики, разработаны рабочие программы предпрофильной подготовки в рамках городского проекта «Химия без границ» для воспитанников детских садов «Чудесные превращения» и учеников начальной школы «Я бы в химики пошел» в рамках «Клуба будущих ученых». Малыши с удовольствием и интересом делают первые шаги в химию.

Мною были разработаны Рабочие программы для предпрофильной курсовой подготовки 9-классников, направленные на развитие устойчивого интереса к химическим наукам. Например, программа Курса «Сода и …» предназначен для учащихся 5-7- х классов и рассчитан на 10 часов и проводится в игровой форме по методу проектов. Курс междисциплинарный, исследовательский. Программа курса "Пятый океан планеты» , который предназначен для учащихся 8-х классов. Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 10 занятий (средней длительности). Курс междисциплинарный. Программа элективного курса "Химический анализ пищевых продуктов и мое здоровье" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности. Основная цель курса заключается в создании предпосылок для осознанного выбора химико-биологического профиля обучения. Элективный курс "Калейдоскоп реакций ионного обмена", курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов, имеет практическую, исследовательскую и творческую направленность, предполагает активное участие ученика на занятиях всего курса, самостоятельное и качественное выполнение творческих работ. Программа курса "Домашняя лаборатория" рассчитана на 10 часов для учащихся 8 класса. Данная разработка является не только логическим продолжением программного материала, а так же позволяет совершенствовать навыки самостоятельного эксперимента. Из посещавших такие курсы 52 % ребят выбрали химические специальности и учатся в Колледжена сегодняшний день.

Семёнова Е.Н., кандидат технических наук, преподаватель-совместитель ПАО «Метафракс» разработала программу курсов по «Основам аналитической химии» и успешно ее апробирует с учащимися школ.

В начале 2018-2019 учебного года на совместном заседании городского методического объединения учителей химии школ города Губахи, преподавателей химических дисциплин ГБПОУ «УХТК», управления образования и представителей социального партнера ПАО «Метафракс» было предложено провести конкурс «Юный химик» для 9-классников школ города. В состав организационного комитета вошли С.В. Ваганова (преподаватель колледжа), М.В. Желудкова (учитель химии, директор МБОУ "СОШ №14" (НОЦ)), Н.В. Цыгуро (ведущий специалист управления образования).

Конкурс состоял из трёх этапов: 1 этап – теоретический, 2 этап – экспериментальный, 3 этап – интеллектуальная игра.

В конкурсе приняли участие 265 девятиклассников школ города Губаха.

На первом этапе все девятиклассники города писали тест по школьной программе по химии, составленный преподавателем химии колледжа А.И. Бердинских. Тест был составлен в соответствии с ФГОС ОО.

Во втором, экспериментальном этапе, приняли участие 16 лучших девятиклассников, победителей 1 этапа, из каждой школы города Губаха. Второй этап состоялся на площадке ГБПОУ «УХТК» в лаборатории химического анализа под руководством преподавателей Л.А. Паршаковой, А.И. Бердинских и С.В. Вагановой и был максимально приближен к «WorldSkills Juniors».

Пока 16 учащихся школ города решали экспериментальные задания, С.В. Ваганова совместно с М.В. Желудковой провели Круглый стол в рамках заседания предметно-цикловой комиссии специальностей «ХТОВ»и «АТП» с учителями химии школ города по теме :«Организация профильного и профессионального самоопределения в основной школе».

На третьем этапе в интеллектуальной игре "Химический Пентагон" (подготовила и провела М.В. Желудкова) соревновались школьные команды. Памятные подарки за победу и участие были предоставлены социальным партнёром ПАО "Метафракс".

В планах на будущее:

- Совершенствование психолого-педагогического сопровождения, которое должно быть организованно модульно (1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классы).

- Создание «зон активного труда» (технология модульного обучения) в условиях Уральского химико-технологического колледжа, ПАО Метафракс, ФГБОУ ВПО ПНИПУ, а может быть и ФГБОУ ВПО ПГНИУ.

- Развитие сетевого взаимодействия в урочной деятельности через использование современных лабораторий, кабинетов и мастерских ОО города и Пермского края, привлечение передовых преподавателей для проведения лекций и практик.

- Кейс-проект по химико-технологической тематике, участниками которого станут не только учащиеся школ и колледжа, но и воспитанники детски садов, родители, социальные партнеры и администрация города. В рамках данной технологии планируем использовать следующие техники: гипотезу (для решения проблемных вопросов); таблицу ПМИ (для оценки гипотез и теорий ); концептуальную таблицу (для сравнивания трех и более аспектов); стратегию «фишбон» (при систематизации целого круга проблем); софт - анализ (для приведения в порядок противоречивой информации).

- Подготовка участников к «WorldSkills Juniors» в номинации химический лабораторный анализ на базе лабораторий УХТК и ПАО «Метафракс». У УХТК имеется большой опыт подготовки к конкурсам профессионального мастерства «WorldSkills» (первые и призовые места на Всероссийском и Международном уровне). 

Мы считаем, что «спиральное» (т.е. на каждом этапе содержание рассматривается на качественно новом уровне) решение проблемы организации профильного и профессионального самоопределения в основной школе позволит прежде всего создать условия для формирования инженерного мышления у школьников, понимания сути предмета «химия» и ее применение в профессии.

Таким образом, на сегодняшний день создана муниципальная система сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения обучающихся на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений всех уровней образования городского округа «Город Губаха» на основе механизмов социального партнёрства всех заинтересованных субъектов. 

Имеется устойчивая мотивация к изучению химии как профильного предмета в старшей школе (до 30%).

Осознанный выбор химической специальности, места получения образования, экзаменов ЕГЭ (80% от поступающих в УХТК на химические специальности – выпускники школ Губахи).

Повышение  качества знаний по химии (до 2,5 % ежегодно).

Доля учащихся, принимавших участие, в презентации и реализации проектов  естественнонаучной направленности, участвующих в проектно-исследовательских конкурсах по естественно-научному циклу увеличилась до 30%, число призовых мест также возрастает ежегодно.

Мы не собираемся всех детей «загонять» в химическое образование. Для тех ребят, кто не желает совершенствовать свои химические знания и связывать свою дальнейшую жизнь с химией, в городском округе созданы условия для их профессионального самоопределения через реализацию сетевой предпрофильной подготовки, индивидуальные образовательные программы и тьюторское сопровождение по другим направлениям.

Но мы можем с уверенностью сказать, что такой подход к организации профильного и профессионального самоопределения в основной школе, способствует комплексному решению задачи профессионального самоопределения обучающихся. У педагога появляется возможность создать условия, формирующие у обучающегося положительное отношение к труду, интерес к химии и химическим профессиям. У ученика появляется возможность самостоятельно и осознанно понять и принять или не принять особенности химической науки. Мы вместе помогаем старшекласснику в самоопределении и развивая систематически знания, умения, навыки, способствующие дальнейшему успешному профессиональному обучению и трудовой жизни.

 

Литература:

1.  Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М., 2006.   

2.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.

3.  Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М., 2006.   

4.  Гаврилин, А.В., Шалыгина, О.В. Аналитический обзор существующих моделей профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений.

5.  Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д., Халикова Ф.Д. Педагогические условия профильного обучения в условиях непрерывного химического образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 115-118

6.  Ельцов, А.В., Степанов, В.А., Федорова, Н.Б. Проблемы и преимущества профильной и предпрофильной подготовки учащихся средней школы [Текст] // Наука и школа. – 2007. – № 3. – С. 14-16.

7.  Касаткина. Н. Э. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть 1 [Текст]: коллективная монография / Н. Э. Касаткина, О. Б. Лысых; под научной ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 171 с.

8.  Тарасова Н.В. Профессиональное самоопределение учащихся в выборе профиля обучения в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и ссуза: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2005.

 

.  .  .