Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План-конспект урока "Философия и искусство"

Дата публикации: 2019-11-05 13:39:08
Статью разместил(а):
Фартальнова Анжелика Олеговна

План-конспект урока по дисциплине "Философия"

"Философия и искусство"

Автор: Фартальнова Анжелика Олеговна

ГБПОУ ЛО «Бегуницкий агротехнологический техникум»

 

Цели урока:

- Обучающие: охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины

- Воспитательная цель: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности

- Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы

Главная проблема урока: Каково значение искусства в жизни общества?

Междисциплинарные связи: история, культурология, этика, эстетика, обществознание.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция с элементами беседы.

Методы обучения: беседа, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация.

Обеспечение урока: учебники, наглядные средства обучения (текстовые), мультимедийный проектор, экран.

 

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели занятия. Тема урока: Философия и искусство.

Цели урока:

- Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины

- Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности

- Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы

3. Изложение материала новой темы: 

Постановка проблемы:

Каково значение искусства в жизни общества?

3.1. Определение искусства, его роль и значение в духовной культуре человечества.

Посмотрим на слайды:

Что такое искусство? Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

3.2. Функции искусства.

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).
5. Коммуникативная функция (искусство как общение).
6. Информационная функция (искусство как сообщение).
7. Воспитательная функция (искусство как катарсис).
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.
8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.
9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).
10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

Что является предметом искусства?

- прекрасное;

- вся действительность;

- человек и человеческие отношения;

- сущность бытия и составляющих его предметов и явлений.

3.3. Виды искусства. 

Архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, живопись, балет, кино, цирк, прикладное искусство, декоративное искусство и т.д.

Показ слайдов, объяснение.

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Клио прошлых времен дела вещает потомству,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой

Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,

С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,

Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,

Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,

Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.
Авсоний

3.4. Философия и искусство: общие черты.

Студенты работают по опережающему заданию. Выступления с сообщениями  на заданную тему. 

Выводы:

1. Философия и искусство, это способы отражения мира.

2. Философия и искусство обладают способностью влиять на Бытие.

3. В философии и произведениях искусства отражается миро­воззрение, позиция философа, художника.

4. Особенностью современного этапа развития философии и искусства является тенденция синтеза. 

5. Предмет философии и искусства — Миро-Человек.

3.5. Кризис современного искусства. 

Начиная с XIX в. отчетливо выявляется одно из основных противоречий искусства, которое в дальнейшем станет причиной его умирания: противоречие между вымыслом и техникой. Все больше художников начинают разделять представление, согласно которому недостаток вымысла, воображения может быть заменен изощренной техникой. От художника требуется так отточить свое мастерство: владение словом, знание приемов и т.д., чтобы в результате можно было добиться эффекта настоящего переживания.

Так, в литературе появляется сколько угодно мастеров литературной техники, но само это мастерство и загоняет писателя в тупик, он не знает, куда применить его и что с ним делать. Первое время можно обойтись при помощи все растущих тонкостей и усложнений, побеждая литературу усугублением самой литературности, но в конце концов художнику начинает изменять чувство жизни, пока оно не исчезнет совсем.

Современное искусство в тенденции приводит к вытеснению элементов человеческого из искусства, оно очищается; наступит момент, когда человеческое содержание искусства станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. И тогда его будут понимать только те, кто обладает даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс. В современном искусстве на первый план выступает не мир, а личность самого художника. Данте и Шекспиром никто не интересовался, как Байроном. Но за последний век появились «науки» о Данте, Шекспире, Гете, Пушкине, что было невозможно в прошедшие века.

Творческая личность начинает казаться священней и нужней, чем совершенные ее творения. Вторая причина кризиса искусства вызвана умиранием великого стиля, который был свойствен художникам прошлого. Стиль - это форма души как скрытая предпосылка всякого искусства. Он предопределяет всякое личное творчество, обнаруживаясь во внутренней согласованности душ. Стиль - это гарантия художественной цельности, предустановленная гармония связи содержания и формы. При его отсутствии форма превращается в формулу, а содержание - в мертвый материал.

4. Первичный опрос.

Постановка проблемы:

Каково значение искусства в жизни общества?

 Студенты отвечают на вопросы с элементами рассуждения

1. Каково высшее гуманное назначение искусства?

2. Назвать виды искусства.

3. В чём вы видите кризис современного искусства?

4. Как соотносится красивое и нравственное? Красивая девушка, которая попусту растрачивает свою красоту, может ли быть названа красивой в подлинном смысле слова?

5. Красива ли снежная королева для ребенка?

Вывод: людей философии и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека. Философия, искусство и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.

5. Рефлексия: 

Обобщение полученных знаний, работа в группах.

Составление синквейна на темы (с использованием памятки):

- философия,

- искусство.

6. Итоги урока и сообщение домашнего задания: 

1.1. Выставление оценок за работу на уроке

1.2. Домашнее задание:

Ответить дома письменно в тетради:

- Может ли каждый человек заниматься каким-либо искусством – или только те, кто имеют специфические способности?

- Губин В.Д. «Основы философии», стр191-198, лекционный материал знать содержание.

 

Памятка по составлению синквейна:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

 

.  .  .