План-конспект урока "Философия и искусство"
План-конспект урока по дисциплине "Философия"
"Философия и искусство"
Автор: Фартальнова Анжелика Олеговна
ГБПОУ ЛО «Бегуницкий агротехнологический техникум»
Цели урока:
- Обучающие: охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины
- Воспитательная цель: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности
- Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы
Главная проблема урока: Каково значение искусства в жизни общества?
Междисциплинарные связи: история, культурология, этика, эстетика, обществознание.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция с элементами беседы.
Методы обучения: беседа, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация.
Обеспечение урока: учебники, наглядные средства обучения (текстовые), мультимедийный проектор, экран.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели занятия. Тема урока: Философия и искусство.
Цели урока:
- Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины
- Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности
- Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы
3. Изложение материала новой темы:
Постановка проблемы:
Каково значение искусства в жизни общества?
3.1. Определение искусства, его роль и значение в духовной культуре человечества.
Посмотрим на слайды:
Что такое искусство? Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
3.2. Функции искусства.
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).
5. Коммуникативная функция (искусство как общение).
6. Информационная функция (искусство как сообщение).
7. Воспитательная функция (искусство как катарсис).
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.
8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.
9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).
10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).
Что является предметом искусства?
- прекрасное;
- вся действительность;
- человек и человеческие отношения;
- сущность бытия и составляющих его предметов и явлений.
3.3. Виды искусства.
Архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, живопись, балет, кино, цирк, прикладное искусство, декоративное искусство и т.д.
Показ слайдов, объяснение.
Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой
Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.
Авсоний
3.4. Философия и искусство: общие черты.
Студенты работают по опережающему заданию. Выступления с сообщениями на заданную тему.
Выводы:
1. Философия и искусство, это способы отражения мира.
2. Философия и искусство обладают способностью влиять на Бытие.
3. В философии и произведениях искусства отражается мировоззрение, позиция философа, художника.
4. Особенностью современного этапа развития философии и искусства является тенденция синтеза.
5. Предмет философии и искусства — Миро-Человек.
3.5. Кризис современного искусства.
Начиная с XIX в. отчетливо выявляется одно из основных противоречий искусства, которое в дальнейшем станет причиной его умирания: противоречие между вымыслом и техникой. Все больше художников начинают разделять представление, согласно которому недостаток вымысла, воображения может быть заменен изощренной техникой. От художника требуется так отточить свое мастерство: владение словом, знание приемов и т.д., чтобы в результате можно было добиться эффекта настоящего переживания.
Так, в литературе появляется сколько угодно мастеров литературной техники, но само это мастерство и загоняет писателя в тупик, он не знает, куда применить его и что с ним делать. Первое время можно обойтись при помощи все растущих тонкостей и усложнений, побеждая литературу усугублением самой литературности, но в конце концов художнику начинает изменять чувство жизни, пока оно не исчезнет совсем.
Современное искусство в тенденции приводит к вытеснению элементов человеческого из искусства, оно очищается; наступит момент, когда человеческое содержание искусства станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. И тогда его будут понимать только те, кто обладает даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс. В современном искусстве на первый план выступает не мир, а личность самого художника. Данте и Шекспиром никто не интересовался, как Байроном. Но за последний век появились «науки» о Данте, Шекспире, Гете, Пушкине, что было невозможно в прошедшие века.
Творческая личность начинает казаться священней и нужней, чем совершенные ее творения. Вторая причина кризиса искусства вызвана умиранием великого стиля, который был свойствен художникам прошлого. Стиль - это форма души как скрытая предпосылка всякого искусства. Он предопределяет всякое личное творчество, обнаруживаясь во внутренней согласованности душ. Стиль - это гарантия художественной цельности, предустановленная гармония связи содержания и формы. При его отсутствии форма превращается в формулу, а содержание - в мертвый материал.
4. Первичный опрос.
Постановка проблемы:
Каково значение искусства в жизни общества?
Студенты отвечают на вопросы с элементами рассуждения
1. Каково высшее гуманное назначение искусства?
2. Назвать виды искусства.
3. В чём вы видите кризис современного искусства?
4. Как соотносится красивое и нравственное? Красивая девушка, которая попусту растрачивает свою красоту, может ли быть названа красивой в подлинном смысле слова?
5. Красива ли снежная королева для ребенка?
Вывод: людей философии и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека. Философия, искусство и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.
5. Рефлексия:
Обобщение полученных знаний, работа в группах.
Составление синквейна на темы (с использованием памятки):
- философия,
- искусство.
6. Итоги урока и сообщение домашнего задания:
1.1. Выставление оценок за работу на уроке
1.2. Домашнее задание:
Ответить дома письменно в тетради:
- Может ли каждый человек заниматься каким-либо искусством – или только те, кто имеют специфические способности?
- Губин В.Д. «Основы философии», стр191-198, лекционный материал знать содержание.
Памятка по составлению синквейна:
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.